В августе 1869 года в Тобольске скончался Петр Павлович Ершов – автор стихотворной сказки "Конек-горбунок".
Он появился на свет в деревеньке Безруково, что находилась на почтовом тракте, ведущем в город Ишим Тобольской губернии. Семейство Ершовых часто переезжало: отца, мелкого чиновника, почти каждый год переводили по службе из одного места в другое. А когда Петру минуло семь лет, отец получил новое назначение – в город Березов. "Столица" ссылки! Кто тут только не побывал! И когда-то всесильный светлейший князь Меншиков, и вице-канцлер граф Андрей Остерман, потом декабристы, а в начале XX века – революционеры всех мастей...
Березовский уезд был огромным краем. Он простирался от Ледовитого океана до Сургута, от Уральского хребта до Енисея. Сказочный край. Один из жителей Березова – купец Нижегородцев, изъездивший по торговым делам не одну тысячу верст, своими глазами видел на берегу Карского моря выброшенного на сушу огромного кита. Его бока были буквально изрыты – местные жители вырезали из туши кита мясо и сало. Об огромном чудо-ките купец рассказал жителям Березова. А позднее это происшествие получило свое отражение в ершовской сказке:
...Вот въезжают на поляну –
Прямо к море-окияну.
Поперек его лежит
Чудо-юдо рыба-кит.
Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит...
Красочно изображенный в сказке конный базар был увиден самим Ершовым в детские годы или в Петропавловске, или в Омске. Эти города были воротами Российской империи в Среднюю Азию, Индию, Персию. А воспоминания о диковинных животных – верблюдах и осликах – позднее воплотились в облике героя сказки, Конька-горбунка...
В 1830 году, окончив с отличием гимназию, Ершов уезжает в Петербург. В следующем году становится студентом университета. Вскоре он близко сошелся с профессором русской словесности Петром Александровичем Плетневым, чьи знания и вкус высоко ценил Пушкин, посвятивший ему роман "Евгений Онегин". Именно Плетневу Ершов показал свою только что написанную сказочную поэму о Коньке-горбунке. И вот однажды весной 1834 года профессор Плетнев с кафедры начал вместо курса по истории словесности читать своим студентам стихотворную сказку об Иване, крестьянском сыне, и его верном спутнике Коньке-горбунке. А после чтения Петр Александрович предложил студентам отгадать: кто же автор этой замечательной сказки? Мнения разделились. Одни были уверены, что ее написал Жуковский, другие полагали, что это, несомненно, Пушкин. И тут Плетнев неожиданно для всех указал рукой на подлинного автора сказки, который сидел тут же, в аудитории, – на девятнадцатилетнего Петра Ершова...
А уже совсем скоро "Конек-горбунек" прогремел на всю Россию. Пушкин при знакомстве с Ершовым сказал о сказках: "Теперь этот род сочинений можно мне и оставить"...
Эскиз декорации к балету Цезаря Пуни "Конек-Горбунок"
Ершов пробовал свои силы в самых различных жанрах. Писал баллады, былины, повести, пьесы, в частности, "Суворов и станционный смотритель". В ней великий полководец изображен простым и скромным человеком, принятым по недоразумению станционным смотрителем за простого солдата, с которым они запросто беседуют по душам.
Такой анекдот действительно имел место. Суворов как-то тайно объезжал на Кубани посты. Он не любил, чтоб его ожидали – приезжал всегда внезапно.
Раз ночью в обыкновенной кибитке полководец заехал на почтовую станцию, где стоял со своею командою капитан N, старый служивый и весельчак. Он никогда Суворова не видывал, и счел его за младшего офицера.
– Э! брат, служивый, – сказал капитан ему, – ты иззяб, войдем в избу; выпей чарку водки, да поужинаем, чем Бог послал.
Суворов с удовольствием выпил и съел горячую кашу. Капитан спрашивал у него, кто он, куда едет. Суворов отвечал, что будто бы послан от Суворова заготовлять для него лошадей.
– Странно! Не нашли тебя моложе. Да сколько надобно лошадей? – сказал капитан.
– Ведь генерал, – отвечал Суворов, – поэтому нужно восемнадцать.
– Найдем, – успокоил капитан и спросил – скажи мне, камрат, каков этот Суворов? Говорят, строг? Я не боюсь, хоть в полночь приезжай, все у меня исправно. Я люблю служить у строгого командира.
– Неужели ты не слыхал о нем? Все говорят об нем, что он пьяница и чудак, – с улыбкой ответил Суворов.
– Э, э! ты, брат, шутишь! Видна птица по полету. Он так загонял поляков и турок, что пред ним другие генералы дрянь.
Капитан еще долго хвалил Суворова, на что тот частью говорил опровержения, частью соглашался. В общем, Суворов с капитаном подружились, выпили еще по рюмке водки, а на прощанье обнялись. Со следующей станции Суворов написал капитану записочку, что Суворов проехал, благодарит его за ужин и просит о продолжении дружбы...
Портрет полководца Александра Васильевича Суворова. Неизвестный художник
Осенью 1836 года Ершов возвращается на родину – в Сибирь.
Перед отъездом в Тобольск он в последний раз встретился с Пушкиным. Художник М. С. Знаменский оставил в своем дневнике запись разговора с Ершовым в конце 1863 года:
– Вы были знакомы с Пушкиным?
– Да, я бывал у него, если вытащат к нему. Я был страшно обидчив. Мне все казалось, что надо мной он смеется, например, раз я сказал, что предпочитаю свою родину. Он и говорит: "Да вам и нельзя не любить Сибири, – во-первых, – это ваша родина, во-вторых, – это страна умных людей". Мне показалось, что он смеется. Потом уж понял, что он о декабристах напоминает.
В Тобольске Ершов близко сошелся со многими ссыльными декабристами, в числе которых были и близкие друзья Пушкина: Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер. Благодаря Петру Павловичу увидели свет пушкинские стихи, посвященные Пущину.
Ершов служил сначала преподавателем Тобольской гимназии, а в 1857 году был назначен директором гимназии и дирекции училищ Тобольской губернии. В числе учеников Ершова был Дмитрий Иванович Менделеев – сын прежнего руководителя гимназии, у которого учился сам Петр Павлович.
Уехав после окончания гимназии в Петербург, получив высшее образование и став профессором университета, Менделеев женился на падчерице Ершова. Ученый переписывался с поэтом, был представителем интересов своего тестя у издателей.
В 1862 году Ершов вышел в отставку с поста директора. Но лишь спустя два года благодаря заботам Менделеева ему удалось выхлопотать пенсию.
Обремененный большой семьей, Петр Павлович мог рассчитывать только на свое единственное сокровище – "Конька-горбунка". При жизни Ершова сказка была издана семь раз.
Вспоминая об успехе своей сказки, он говорил: "На "Коньке-горбунке" воочию сбывается русская пословица: не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив. Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку. Зазвенела родная, и русское сердце отозвалось".
Умирая, Петр Павлович сказал жене:
– Не плачь, "Конек-горбунок" вывезет...
© Фото : Тара-Амингу
Памятник П. П. Ершову в Тобольске
И напоследок. В последние годы вокруг Ершова началась какая-то непонятная возня. Некие музыковеды выдвинули "сенсационную" гипотезу, что де настоящий автор "Конька-Горбунка" – рано умерший композитор Николай Петрович Девитте. Он известен как автор музыки популярного романса "Не для меня придет весна".
Музыковеды говорят: посмотрите, Ершов опубликовал "Конька-Горбунка" в возрасте девятнадцати лет и с тех пор больше ничего не создал равного по уровню...
Странное доказательство. А Грибоедов тогда как же? Ведь кроме "Горя от ума" он ничего путного не написал. А Михаил Огинский известен только одним полонезом – "Прощание с родиной", хотя сочинял музыку всю жизнь. А как же Шарль де Костер, Эдмон Ростан, Алан Милн, Сэлинджер? Таких авторов одного-единственного произведения очень много.
Еще музыковеды говорят, что именно у Девитте в сказках фигурирует волшебный конь. Ну конечно! Что ж, выходит, кроме Бабы-Яги и Кощея в русских сказках вообще никого нет?.. Смешно!..
В этом выпуске вы также услышите:
– Владимирская икона Божией Матери.
– Петербургский комендант П.Я. Башуцкий.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.