Забытые реформы предшественника Петра I. Что изменил Федор Алексеевич?

Читать на сайте radiosputnik.ru
Россия завершила бы важнейшие преобразования без катаклизмов эпохи петровских реформ, если бы Федор Алексеевич царствовал на 10–15 лет дольше. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Триста шестьдесят лет назад родился Федор Алексеевич, сын царя Алексея Михайловича, сводный брат Петра I. Он правил совсем недолго – с 1676 по 1682 год, прожив всего 20 лет.
Слабое здоровье стало следствием несчастного случая, произошедшего с ним в отрочестве, в 1673 году, когда он вместе с тетками и сестрами поехал кататься на санях. Анонимный итальянский автор свидетельствовал: "Им была подведена ретивая лошадь. Федор сел на нее, желая быть возницею у своих теток и сестер. На сани их насело так много, что лошадь не могла стронуться с места, вскочила на дыбы, сшибла с себя седока и забила его под сани. Тут сани всею своею тяжестью проехали по спине лежащего на земле Федора и измяли его, отчего он теперь чувствует беспрерывную боль в груди и спине".
Ненавистный наследник: царь Петр и семейная разборка
После этого здоровье Федора Алексеевича только ухудшалось. На обряд поставления на престол он был внесен на носилках. По воспоминаниям, Федор "был перенесен в большой зал и там в царских регалиях посажен на трон. Он поцеловал крест, и вслед за тем вельможи и бояре принесли новому царю присягу в верности, целуя крест, который держал в руках патриарх". Федор кое-как надел шапку Мономаха, взял скипетр и державу, но сил встать на колени перед святыми образами у него не было.
Вместе с тем современники отмечали, что Федор Алексеевич своим разумением намного опережал собственный возраст, легко рассуждая о вещах, о которых могут говорить только ученые мужи, убеленные сединами.
Федор Алексеевич владел латынью и польским языком, писал стихи, любил духовную музыку, имел обширную библиотеку. Его наставником был ученый монах Симеон Полоцкий – один из умнейших и образованнейших людей того времени.
Федор Алексеевич стал одним из инициаторов создания первого российского вуза – Славяно-греко-латинской академии. Он даже пошел дальше: утвердил "Привилей Московской Академии" – устав первого российского университета. Лишь его ранняя смерть не позволила воплотить эту идею в жизнь.
Почти все годы царствования Федора Алексеевича шла русско-турецкая война. По Бахчисарайскому миру 1681 года Турция признала за Россией Левобережную Украину и Киев. Уже во время войны началась перестройка вооруженных сил. На смену поместным войскам пришли полки "нового строя" – регулярная армия. Дворяне и дети боярские записывались в рейтарскую и копейную полковую службу, а стрельцы, казаки и пушкари зачислялись в солдаты. К 1681 году полки "нового строя" составляли более половины всех войск. Так что успешная военная реформа Петра I получила мощный фундамент еще в правление его отца и брата.
И вот тут, что называется, надо "взять за пуговицу" Сергея Михайловича Соловьева. Историк писал: "От слабого и болезненного Феодора нельзя было ожидать сильного личного участия в тех преобразованиях, которые стояли первые на очереди, в которых более всего нуждалась Россия, он не мог создавать новое войско и водить его к победам, строить флот, крепости, рыть каналы и все торопить личным содействием; Феодор был преобразователем, насколько он мог быть им, оставаясь в четырех стенах своей комнаты и спальни". Сколь справедливо это утверждение? Ведь из истории прекрасно известно, что глобальные преобразования не делаются в одночасье, для их осуществления нужна колоссальная и длительная подготовка. Но личность и деяния Петра настолько потрясают воображение, что для историков любые сравнения его, скажем, не только с Федором Алексеевичем, но и с Алексеем Михайловичем, выглядят какими-то несерьезными. Однако не стоит ли посмотреть на это с другой стороны и задаться вопросом: а сколько за свою кипучую деятельность напортачил Петр? Скажем, писатель, теоретик монархизма Лев Александрович Тихомиров делает вывод: "Учреждения Петра были фатальны для России. К счастью, в том виде, в каком их он создал, они оказались неспособными к сильному действию". Какова характеристика от поклонника петровского гения?!
В 1682 году царь Федор отменил местничество – систему распределения служебных мест с учетом происхождения и служебного положения предков. Это была такая номенклатура XVII века, которая превратила боярство в замкнутую корпорацию. И даже внутри нее были первые среди равных. Старшие в роду имели преимущество. Имели значение и заслуги предков: сын боярина, проявившего себя на службе, имел приоритет перед своим же двоюродным братом, чей отец никаким образом себя не прославил.
Из-за этого возникали "местнические споры": кто знатнее, у кого предки более заслуженные. Эти споры приходилось решать самому царю в специальном "министерстве" – Разрядном приказе. Впрочем, такие дела все-таки были редкостью – всяк сверчок знал свой шесток. Скажем, с 1559 года до кончины Ивана Грозного в 1584 году отмечено не более 50 случаев местнических споров.
Конечно же, местничество снижало уровень высшего административного аппарата, поскольку кадры в него подбирались в первую голову по знатности претендента. Но, с другой стороны, местничество оберегало страну от внутренних междоусобиц, поскольку представитель каждого рода четко представлял себе, на какую должность он может претендовать. К тому же местничество сохраняло костяк старой московской аристократии, главной опоры трона, давало ей первенство перед князьями и дворянами вновь присоединенных земель.
портрет русского царя Федора Алексеевича
Федор Алексеевич провел налоговую реформу, упразднил Приказ тайных дел, отменив отсечение рук, ног, пальцев. Членовредительство было заменено ссылкой в Сибирь, что способствовало освоению огромного края. Такой метод использовали и в Европе. Как известно, многие первопроходцы Америки были обыкновенными осужденными. Конечно, не стоит преувеличивать их число и значение. Однако подсчитано, что за полтора столетия, начиная с 1607 года, в Северную Америку из Британии было сослано порядка 50 тысяч воров, контрабандистов, мошенников, насильников, фальшивомонетчиков и бунтовщиков. По тем временам это немалое количество. А после провозглашения независимости США британские власти стали высылать осужденных в Австралию. И вот, 18 января 1788 года к берегам Австралии прибыла эскадра британских кораблей, в трюмах которых находились 778 преступников. Они-то и стали первыми белыми поселенцами австралийского континента...
И именно при Федоре Алексеевиче в Россию на службу стали приезжать многие будущие иностранные сподвижники Петра I. Кстати, царь любил своего младшего единокровного брата, даже заступался за него перед своими родственниками Милославскими. Федора вообще на современный лад можно назвать либеральным правителем.
В июле 1681 года Федора Алексеевича постигло большое горе. Его 18-летняя жена Агафья Семеновна, из рода смоленских дворян Грушецких, родив долгожданного наследника престола – Илью – скончалась от родовой горячки. А на десятый день умер и Илья Федорович. Это стало еще одним ударом по здоровью царя.
Надеясь все-таки на рождение наследника, Федор Алексеевич в феврале 1682 года вступил во второй брак – с Марфой Матвеевной Апраксиной, сестрой будущего сподвижника Петра I адмирала Федора Матвеевича Апраксина. Однако брак продлился всего чуть более двух месяцев, причем, по некоторым данным, ввиду слабости царя, без консуммации.
А 7 мая 1682 года царь скончался. Это породило нестабильность, народные волнения и стрелецкий бунт. В итоге на царство были венчаны сразу два царя – единокровные Иван и Петр при регентстве их старшей сестры Софьи Алексеевны.
Некоторые историки уверены: процарствуй Федор Алексеевич еще 10-15 лет и оставь по себе сына, Россия сумела бы завершить важнейшие преобразования, не отрываясь от самобытной почвы, избежала бы катаклизмов эпохи петровских реформ...
В этом выпуске вы также услышите:
– Физик Георг Вильгельм Рихман.
– Невостребованный Чернышевский.
– Товарищество "Эйнем".
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем