После свержения последнего диктатора Гаити здесь такая текучка руководящих кадров, что за 35 лет сменилось 20 правителей. То есть мало кто досидел свой срок до конца. Хотя о Моизе как раз поговаривали, что пересидел.
Президент умер. А "да здравствует" сказать некому. Что бы Жовенель Моиз ни значил для Гаити, быстро заменить его, как оказалось, некем. По закону, первым на очереди глава Верховного суда. Но тот скончался от ковида, и ему пока тоже не нашли замену. Ио премьера Клод Жозеф мог бы стать ио президента. И вроде бы имеет такое желание. Но не имеет возможности. Во-первых, ему нужно заручиться поддержкой парламента, который не функционирует, поскольку полномочия депутатов и сенаторов истекли еще в прошлом январе. Во-вторых, за сутки до убийства Моиз назначил нового премьера. И Ариэль Анри теперь тоже имеет на власть кое-какие виды.
В общем, Дювалье на них нет. Причем Папы Дока, что запретил здесь все политические партии, кроме правящей. Да, и Бэби Док продержался 15 лет. А после свержения последнего диктатора Гаити здесь такая текучка руководящих кадров, что за 35 лет сменилось 20 демократически избранных правителей. То есть мало кто досидел свой срок до конца. Хотя о Моизе как раз поговаривали, что пересидел. А в оппозиции так и вовсе настаивали на этом. Там не принимали в расчет, что он официально вступил в должность только в 2017-ом, а вели свой календарь от президентских выборов 2015-го. И вот по нему он должен был сложить полномочия еще в нынешнем феврале.
Примерно тогда, кстати, правоохранительным органам удалось раскрыть попытку госпереворота и покушения на Моиза. Ему бы выводы сделать. А он продолжал твердить, что у него еще есть полноценный год, и только в качестве великодушной уступки согласился провести новые выборы главы государства в сентябре. К ним же хотел и несколько подправить Конституцию, ограничивающую президентство лишь одним сроком. Но даже успей он это сделать, шансы на переизбрание у него были бы невелики – уж слишком невысоко его ценили в обществе. Много обещал, практически ничего не сделал. Нищета, коррупция, разбои, постоянные протесты.
Депрессивная страна, едва ли не беднейшая в своем полушарии. Местами она до сих пор в руинах, будто землетрясение здесь было вчера, а не 11 лет назад. И надо еще очень постараться, чтобы найти в ней деньги на наемников. Тем паче, настоящих импортных "коммандос". Хотя здесь есть те, у кого деньги водятся. Правда, живут они, в основном, по соседству с резиденцией Моиза в фешенебельном районе вилл и дворцов на окраине Порт-о-Пренса. До 7 июля он слыл оазисом безопасности в этой криминальной и прострелянной республике.
Это не значит, что заказчиков надо искать среди его обитателей. В конце концов, есть еще и мафия, и борьба кланов. Но то, что это было не просто устранение, а показательное и нарочито отъявленное убийство, позволяет угадывать за ним силу, способную на все. Это была акция устрашения всей страны. Хотя, кажется, куда уж ее еще больше запугивать. Но, может, кто-то очень уверенный в себе решил, что давно в ней что-то не было Дювалье. А не пора ли?
О событиях в мире откровенно, остро, на грани – в авторском Телеграм-канале Михаила Шейнкмана.