Граф Бенкендорф: герой, обольститель и жандарм

Для Пушкина шеф III отделения стал своего рода "административным ресурсом", к которому поэт неоднократно прибегал. И никогда не получал отказа. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Читать на сайте radiosputnik.ru
В июле 1782 года родился граф Александр Христофорович Бенкендорф. Генерал от кавалерии, шеф жандармов и Главный начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Любимец Николая I.
Его отец Христофор Иванович дослужился до чина генерала от инфантерии, был рижским военным губернатором. В светском обществе ходило много анекдотов о его феноменальной рассеянности.
Проезжая через какой-то город, зашел Христофор Иванович Бенкендорф на почту проведать, нет ли писем на его имя.
– Позвольте узнать фамилию Вашего Превосходительства? – спрашивает его почтмейстер.
– Моя фамилия? Моя фамилия? – повторяет он несколько раз и никак не может вспомнить. Говорит, что придет после, и уходит. На улице встречается он со знакомым.
– Здравствуй, Бенкендорф!
– Как ты сказал? Да, да, Бенкендорф! – и тут же побежал на почту...
Портрет цесаревича Павла Петровича
При дворе Христофор Иванович был одним из самых близких к Павлу Петровичу и его супруге Марии Федоровне людей. В последние годы жизни Бенкендорф переехал жить в Ригу. Ежегодно в день именин императрицы Марии Федоровны он писал ей поздравительные письма. Но он был чрезвычайно ленив на письма и, несмотря на всю преданность свою и на свои сердечные чувства, очень тяготился этой обязанностью. Когда подходили сроки, мысль написать письмо беспокоила и смущала его. Христофор Иванович часто говаривал: "Нет, лучше сам отправлюсь в Петербург с поздравлением. Это будет легче и скорее"...
Александр Христофорович воспитывался в престижном пансионе аббата Николя. Служил в гвардии. Флигель-адъютант императора Павла. Участник наполеоновских войн.
В перерывах между сражениями бравый гвардейский офицер какое-то время находился в составе русского посольства в Париже, где обворожил мадемуазель Жорж и тайно увез ее в Россию. Она была не только знаменитой актрисой, но и любовницей Наполеона. Причем такое качество как постоянство никогда не числилось в списке ее добродетелей. Среди ее возлюбленных были еще и брат императора – Люсьен Бонапарт, и польский князь Сапега, и даже террорист Жан-Батист Костер, который участвовал в покушении на Наполеона в 1800 году – в организации взрыва "адской машины" на улице Сан-Никез.
В день побега мадемуазель Жорж должна была играть в "Комеди Франсез" перед императором. И когда она не вышла на сцену, и о ее таинственном исчезновении доложили Наполеону, разразился нешуточный скандал. Таким образом, Бенкендорф нанес чувствительный удар по самолюбию корсиканца – и как императора, и как мужчины...
Александр Христофорович вообще был всю жизнь славен своими амурными похождениями. Московский почт-директор Александр Яковлевич Булгаков заметил по этому поводу: "Отличительная черта Бенкендорфа была волокитство. Он был ужасно падок к женщинам… Любимая его мысль, любимый разговор и любимое дело были у него женщины"...
Бенкендорф, герой Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии, во главе отряда освободил от наполеоновских войск Голландию. В Нидерландах до сих пор помнят об избавителе от Наполеона – русском немце.
Отечественная война 1812 года
Впрочем, сам Бенкендорф считал себя русским. Во время заграничного похода в письме к приятелю он между прочим пишет: нам, русским, весьма сложно понять немецкие нравы. Причем он делает такое замечание походя, а значит, для него его собственная национальная принадлежность не вызывала никаких сомнений...
Бенкендорф участвовал в следствии по делу декабристов.
А в 1826 году он был назначен шефом жандармов и главным начальником вновь созданного III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Когда Бенкендорф задал вопрос об инструкциях, Николай I вручил ему платок и сказал давно уже ставшие хрестоматийными слова: "Вот тебе все инструкции. Чем более отрешь слез этим платком, тем вернее будешь служить моим целям!"
Этим целям Александр Христофорович отвечал вполне. Во всех воспоминаниях декабристов, чьим "палачом" якобы являлся в том числе и Бенкендорф, не содержится ни одного отрицательного отзыва о нем, кроме, пожалуй, мемуаров Завалишина. Штейнгель, Фонвизин, Гангеблов, Пущин, Цебриков, Лорер и вовсе отзывались о нем с симпатией. Николай Басаргин вспоминал, что Бенкендорф был добрым человеком, принимавшим под свое начальство "более или менее хороших людей". "Лица корпуса жандармов, с коими случалось иметь сношения, оказывались людьми добрыми и внимательными", – писал он.
Чиновники III отделения следили за потенциально возможными беспорядками и злоупотреблениями во всех частях управления. III отделение также выполняло функции контрразведки, занималось сыском и следствием по политическим делам, осуществляло цензуру, расследовало дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами. Причем в архиве III отделения за период с 1826 по 1848 годы находится всего лишь 11 дел, относящихся к революционному движению. Подавляющую же массу составляли дела о взяточничестве и аморальных поступках чиновников, о несправедливых судебных решениях, о жестокостях с крепостными.
Любопытный отрывок из отчета III отделения за 1827 год: "Чиновники. Под этим именем следует разуметь всех, кто существует своей службой. Это сословие, пожалуй, является наиболее развращенным морально. Среди них редко встречаются порядочные люди. Хищения, подлоги, превратное толкование законов – вот их ремесло. К несчастью, они-то и правят, и не только отдельные, наиболее крупные из них, но, в сущности, все, так как им всем известны все тонкости бюрократической системы. Они боятся введения правосудия, точных законов и искоренения хищений; они ненавидят тех, кто преследует взяточничество, и бегут их, как сова солнца. Они систематически порицают все мероприятия правительства и образуют собою кадры недовольных; но, не смея обнаружить причины своего недовольства, они выдают себя также за патриотов".
Картина художницы Веры Александровны Дрезниной (1924-2004) "А. С. Пушкин читает Волконской свое стихотворение "Послание в Сибирь"
Показательны взаимоотношения Бенкендорфа и Пушкина. Не склонный к лести поэт доверительно писал своему якобы "гонителю" Бенкендорфу: "Если Вы не будете завтра министром, послезавтра меня упрячут...". К счастью для Пушкина, Александра Христофоровича назначили министром. Главный начальник III отделения – это министерская должность. Десять лет первый поэт России и ее первый жандарм были тесно связаны друг с другом. За это время они написали друг другу 90 писем.
Для Пушкина шеф III отделения стал своего рода "административным ресурсом", к которому поэт неоднократно прибегал. И никогда не получал отказа. Через Бенкендорфа Пушкин добился назначения пенсии вдове генерала Раевского, перевел младшего брата Льва из одного полка в другой. Поэт попросил напечатать пьесу "государственного преступника" Кюхельбекера. И в этом Бенкендорф ему не отказал. Пьеса была напечатана в типографии... III отделения! Бенкендорф помог поэту и в сватовстве. Матери Натальи Гончаровой поэт, как известно, не слишком нравился. Пушкин попросил Александра Христофоровича дать ему положительную характеристику. Она была написана, причем весьма благожелательная. Более того, к этому было присовокуплено и одобрение Николая I на брак поэта. Что оставалось после этого делать родителям Натальи Николаевны? Только одно – благословить дочь на брак с Пушкиным.
Поэт дал характеристику Бенкендорфу в письме к князю Петру Андреевичу Вяземскому: "...Это честный и достойный человек, слишком беспечный для того, чтобы быть злопамятным, и слишком благородный, чтобы стараться повредить тебе".
Высший сановник граф Модест Корф, однокашник Пушкина, дал такую характеристику шефу III отделения: "Черты графа Бенкендорфа носят на себе отпечаток истинного добросердечия и самой благородной души. В занимаемой им высокой должности, где в одних его руках лежит решение вопросов, покрытых величайшею тайною, характер его представляет лучшее ручательство для всякого, кого судьба ставит в соотношение с ним. За то его вообще гораздо больше любят, чем боятся"…
И не надо при этом преувеличивать мощь и влияние III отделения, как это делали советские историки. Так, в 1826 году его штат составлял 16 человек, в конце 1850-х – около сорока, а в 1880 году – 72 человека. И это во времена освобождения крестьянства, великих реформ и революционного террора!..
Под конец жизни Бенкендорф серьезно болел. Николай Павлович временно возложил обязанности шефа жандармов на генерал-адъютанта Мордвинова. Но тут как на грех английскому послу зачем-то потребовалась информация лично от Бенкендорфа. Ему говорят, что тот по болезни никого не принимает. Тогда дипломат написал Бенкендорфу письмо. На английском языке. В ответ Александр Христофорович распорядился передать британцу, что ведет официальную переписку только на русском языке. Сын Туманного Альбиона пришел в ярость: что за дикая страна! Английского языка не знают, а еще игнорируют дипломата великой державы. Честь Британии задета: русские ответили на русском языке! Он нажаловался главе МИДа графу Нессельроде. Хотя стоит заметить, что в те времена официальная переписка в Российской империи велась исключительно на русском языке, а международная, особенно дипломатическая, на французском. Писать на английском – это было вообще моветоном. Однако Нессельроде затеял какую-то ненужную возню, от которой у Бенкендорфа болезнь еще более обострилась. И тут его навестил Николай I. Узнав о выходке британского посла и реакции Нессельроде, император сказал: "Один сапог с ноги Бенкендорфа я не променяю на десяток этих дураков!"
В этом выпуске вы также услышите:
– Первый фаворит Екатерины II.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем