Авторы

День моряка: лайфхаки для будущих покорителей океанов

Читать на сайте radiosputnik.ru
25 июня как во всем мире, так и в России традиционно отмечается День моряка, профессиональный праздник покорителей водных просторов. Сама дата историю пока имеет короткую – учреждена она была лишь в 2010 году, что, впрочем, не умаляет ее значения.
"Э-хэй, на палубе", посленгуем по-пиратски? Сегодня можно
Только смелым покоряются моря, и вклад мореплавателей в становление мира таким, каким мы его видим сейчас, неоценим. Они эту планету познавали одними из первых, открывали новые земли и территории, они же "прокладывали" водные пути сообщения, налаживали связи в торговле. И вот, в 2010 году членами Международной морской организации (ИМО) было принято решение отметить этот вклад – так и появился праздник День моряка (он же День мореплавателя) 25 июня. Несмотря на то, что фактически учрежден он был для моряков торгового флота, посвящен на деле он всем, кто бороздит просторы морей и океанов, так что и поздравляют всех, кто так или иначе причастен. ООН, кстати, тоже "признает" эту дату, которая отмечается ежегодно. В разных странах чествуют моряков по-разному: где-то вручают грамоты, награды, где-то – раздают ценные подарки выдающимся специалистам. А еще праздник способствует повышению престижа профессии моряков и дает повод заняться их насущными проблемами – как в работе, так и в жизни "на берегу". Решением этих проблем по долгу службы занимается первый заместитель председателя Российского профессионального союза моряков Игорь Ковальчук, и в беседе с радио Sputnik он рассказал, что необходимо учитывать тем, кто собирается связать свою жизнь с океаном.
«
"Возможность посмотреть мир – один из факторов, который движет теми ребятами, которые поступают в морские учебные заведения. И ходят различные слухи, что моряки получают неплохую зарплату, что, к сожалению, не всегда так. Здесь очень важно внимательно подходить к тому работодателю, судовладельцу, к которому моряк устраивается. Мы всегда рекомендуем, чтобы, если есть какие-то сомнения, с нами советовались, получали рекомендации, потому что мы знаем, кто хороший, а кто не очень. Но для тех, кто только собирается идти в эту профессию, надо сказать, что это профессия действительно интересная, она для людей достаточно здоровых и мужественных. И нельзя ждать от этой профессии, что ты будешь постоянно приходить всегда в новый порт и там будет что-то интересное. Иногда нет даже возможности сойти на берег, но мне первые несколько лет было очень интересно работать: новые места, новые впечатления. Но потом это становится немножко рутиной, и дальше на первое место выходит профессионализм. На судне экипаж небольшой, и, если кто-то из тех специалистов, кто есть на борту, что-то не умеет или не знает, этому лучше научиться и спросить. Заменить кем-то любого человека очень сложно".
Колледж водного транспорта в Ростове-на-Дону
Как говорит Игорь Ковальчук, за другого никто работать не будет, ведь каждый и так занимается своим делом, занят и не может отвлекаться на исполнение чужих обязанностей. Однако, помимо знаний и умений, необходим еще и особый набор личных качеств, чтобы стать настоящим моряком, отмечает Ковальчук.
«
"Нужно уметь работать в экипаже, нужно уметь ладить со всеми людьми. Я обращал внимание, что многие моряки, которые много лет проработали, неконфликтные, потому что люди привыкают друг к другу придираться и приспосабливаться. Важно всегда учиться и не стесняться спрашивать. И люди истеричные долго на этой работе не выдерживают, это становится ясно во время первых лет работы. А слегка возбудимые люди постепенно приходят к тому, что учатся быть более терпимыми, что ли".
Но касается ли это и мужчин, и женщин? Считается ли до сих пор, в XXI веке, просвещенном и продвинутом, что женщина на борту – к беде? И является причиной проблем? К счастью, эту примету-заблуждение удалось изжить, судя по комментарию первого заместителя председателя Российского профессионального союза моряков.
«
"Сегодня любая позиция является позицией и для девушек, и для юношей. С 1 января 2021 года у нас изменилось законодательство, список профессий и производств, на которые запрещено принимать женщин в целях сохранения здоровья, в том числе репродуктивного, одно время включал некоторые профессии "глав.состава" моряков, как мы говорим. Но этот список уже устарел, потому что технический уровень изменяется, физически тяжелой работы все меньше, даже если какая-то тяжелая работа есть, как правило, используются приспособления и устройства, которые позволяют эту нагрузку снять: подъемники и так далее. Фактически любая профессия, деятельность сегодня доступна девушкам и женщинам. Ограничений сегодня у нас никаких нет, они полностью сняты. У нас был какой-то период, когда тем девушкам, которые хотели работать в море, было очень трудно устроиться, потому что, с одной стороны, можно было поступать и учиться на любую профессию, но при устройстве на судно, в судоходную компанию выяснялось, что тебе, к примеру, чтобы стать штурманом нужно поработать некоторое время матросом, а матросами девушек брать нельзя – только мужчин, а штурманом (брать девушек, – прим.) – можно. И получалось так, что девушка шла на судно, ходящее под иностранным флагом матросом, там приобретала этот опыт, получала справки о плавании, после этого получала диплом штурмана и тогда могла идти на судно под российским флагом. Сейчас эти препоны сняты".
А еще Игорь Ковальчук придает особое значение тем усилиям, которые были приложены мировым и профессиональным сообществом для создания международного морского права.
«
"С моей точки зрения, вообще для мирового судоходства важнейшими вехами являются те, когда человечество догадалось регулировать на международном уровне судоходство. В частности, одна из первых конвенций – о грузовой марке, которая была принята, чтобы суда загружали правильно и не перегружали, чтобы они не тонули. И дальше пошли различные конвенции, в том числе, о сохранении человеческой жизни на море, Конвенция о труде в морском судоходстве – фактически, международный трудовой кодекс для моряков, была принята в 2006 году. Она одна из самых важных за последнее время. Для меня как для профессионала, работающего на стыке морской деятельности, правового регулирования и защиты прав моряков, эти вещи очень важны. Эти достижения, хоть и не технические, обеспечивают безопасную работу моряков".
Развитие мировой экономики, водного транспорта, гражданского общества было бы невозможно без мореплавателей, которые оставили след в истории, и нынешних работников морского дела, каждый день обеспечивающих нормальное функционирование экономики и логистики. Так что желаем морякам и морячкам семь футов под килем их корабля!
Автор Светлана Холоднова, радио Sputnik
В России отмечают День Балтийского флота
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем