Северная транспортная артерия, большая часть которой проходит в территориальных водах России, становится все более желанной для ведущих мировых экономик. Из Японии пришел достаточно позитивный отклик. Похоже, там подсчитали выгоду от переброски транспортных потоков.
Отрицать глобальное потепление не очень разумно, можно попытаться воспользоваться некоторыми преимуществами, которое оно даст. И внимательнее присмотреться при анализе проблем таяния арктического ледового покрова к заманчивым логистическим перспективам, которые возникают. Именно на этот аспект обратил внимание один из ветеранов японской политики, экс-министр экологии Сюнъити Судзуки.
Он заметил, что "с уменьшением льда в качестве альтернативного транспортного маршрута все больше внимания привлекает Северный морской путь (СМП)". По словам Судзуки, этот маршрут, соединяющий Восточную Азию и Европу через Северный ледовитый океан, по протяженности на 40% короче южного маршрута, проходящего через Малаккский пролив и Суэцкий канал. Поэтому важно обратить внимание на будущий потенциал маршрута и активно рассматривать возможности его использования при взаимодействии государства и частных компаний, подчеркнул японский политик.
Действительно, по Северному морскому пути можно отправлять грузы в любую точку мира – в Китай, Японию, США, Европу. Для сравнения, от Мурманска до Иокогамы нужно преодолеть северным путем 5770 морских миль, а через Суэцкий канал 12 840 морских миль. Между тем пока по СМП проходит не больше сотни судов в год. Через Суэцкий канал – 18 тысяч судов.
Тем временем круглогодичная навигация в акватории СМП может начаться с зимы 2023-2024 годов либо 2024-2025 годов. Это будет возможно при поддержке ледокольного флота "Росатома". Так, в федеральном проекте "Северный морской путь", а также в "арктической" стратегии госкорпорации учтены инвестиционные проекты крупнейших российских сырьевых экспортеров, которые обеспечат загрузки СМП на 110 миллионов тонн в год.
Что касается Японии, то с развитием СМП ей не придется переплачивать за транспортное плечо, прежде всего, за услуги Суэцкого канала. Прогнозируемое среднее время маршрута транспортировки грузов от основных японских портов до Роттердама или Гамбурга может занимать около 26 дней, а в летний период может быть и меньше. И если Япония положительно оценивает перспективы новой транспортной артерии, то не исключено, что она вполне будет готова перенаправить часть своих как импортных, так и экспортных потоков.
Особое внимание к проекту Северного морского пути проявляет Китай. Он никогда не скрывал интереса к диверсификации своих транспортных потоков в Европу. Ключевой проект, который реализует сейчас Пекин, всем известен. Это "Новый шелковый путь", как говорят сами китайцы, "Один пояс – один путь". Разумеется, это целая сеть транзитных коридоров из Азии в Европу. В том числе и "Ледовый Шелковый путь".
Автор Кирилл Гришин, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.