Авторы

Клон человека: наши двойники – спасение или проклятие?

Читать на сайте radiosputnik.ru
Возможно ли уже сегодня, при наличии современных техник и знаний, получить клоны человека? Ученые ответят: теоретически да. По сути, процесс не должен отличаться от создания знаменитой овечки Долли. А вот с точки зрения морали и этики все сложнее.
Ученый рассказал, как работают с "генетическими ножницами" в России
Клонирование человека – один из тех вопросов, подняв который вы можете устроить настоящую словесную баталию со всеми атрибутами: крики, ругань, гиперэмоциональные реакции. Причина – нравственные принципы, религиозные убеждения (имеет ли Homo sapiens право создавать себе подобных искусственным путем или это исключительно право божье) и суеверия, естественный страх перед чем-то настолько "большим" как явлением и неизвестность последствий. Но начнем, пожалуй, сначала: руководитель лаборатории клеточных технологий Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН Сергей Киселев в интервью радио Sputnik рассказал об истоках клонирования.
Профессор из Сеульского национального университета Ли Бён-чунь демонстрирует клонированных собак. Южная Корея
«
"Слово клонирование означает "ветвь", "отпрыск", то есть даже по своему изначальному значению слово "клон" относится к живому. В первую очередь, это относилось к веточке. Мы ведь все знаем: если от дерева маленькую веточку сунуть в горшок, поливать водой, то через некоторое время из этой веточки может вырасти то целое дерево, от которого мы оторвали эту часть, и оно будет копией этого дерева, от которого оторвали. Второе рождение слова "клонирование" уже пришло в середине XX века, когда этот термин был применен к точной генетической копии, и это касалось, в первую очередь, микроорганизмов. Изначально это были растения, потом это стали микроорганизмы, далее, по мере развития рекомбинантных технологий, этот термин стал применяться и для получения точных копий многоклеточных организмов, в том числе и млекопитающих", – рассказывает Сергей Киселев.
Самой же биологической науке удалось уже серьезно продвинуться в деле "копирования" живых организмов, а в 2000 году в нескольких государствах был объявлен старт исследований по клонированию людей. С тех пор, впрочем, многие страны, в том числе и Россия, на суверенном или международном уровне ввели разные запреты или ограничения на эксперименты подобного рода. Но лабораторное воссоздание человеческого существа – это действительно совершенно отдельная история. С животными же работа началась более полувека назад, напоминает Сергей Киселев.
«
"Я бы отметил то, что предшествовало Долли и было совершенно незаслуженно забыто. Во-первых, роль двух американских ученых – Роберта Бриггса и Томаса Клинга, которые первыми разработали технологию клонирования взрослого организма, а именно перенос генетического материала ядра клетки в другую клетку. Они делали это на лягушке. Также никто не знает, а ведь на самом деле китайские ученые еще в 60-х и 70-х годах смогли клонировать рыб, причем впервые в мире было проведено межвидовое клонирование рыб. Опыт показал, что на уровне рыб – правда, это были близкородственные виды карп китайский и карп европейский – такое клонирование удается".
Клоны овечки Долли, родившиеся в 2007 году
По словам исследователей и практиков, для дупликации сложных организмов и в качестве донорского материала лучше всего подходит мозг. Самыми известными примерами успешного клонирования стали домашние животные, любимцы и питомцы, которых уже на коммерческой основе воссоздают, например, в Китае. Вообще же, существуют два типа "биологического копирования" – репродуктивное и терапевтическое клонирование. Репродуктивное – как раз то, о чем вы подумали: создание идентичных жизнеспособных двойников, которые будут развиваться и расти и, гипотетически, даже сами дадут потомство. А терапевтическое – это когда эмбрион (в том числе и человеческий) останавливают в развитии через две недели после его создания для получения стволовых клеток. Второй способ разрешен в некоторых странах, а первый запрещен практически везде, особенно в случае с человеком. И с таким положением вещей категорически не согласен руководитель лаборатории клеточных технологий Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН.
Котенок и его клон. США
«
"Конечно же, надо снять какие-либо ограничения на репродуктивное клонирование человека. Снятие любых ограничений в исследованиях, в разработке новых технологий, которые могут дать человечеству избавление от тех или иных патологий и недугов, с точки зрения гуманизма по отношению к человеку, будут только добром. Если будет продолжаться политика запретов, то это (клонирование, – прим.) выйдет в "серую" область, а оно выйдет, потому что нельзя остановить ни интерес человека, ни развитие прогресса технологического. Это будет в "серой" области и будет неконтролируемо. Армию клонов я не боюсь, потому что технология клонирования исключительно дорогостоящая, она требует исключительно большого привлечения человеческого ресурса, поэтому армий никаких не будет – будут исключительно штучные вещи. Но лучше, чтобы они были, естественно, под контролем, чтобы были соблюдены права всех сторон. Поэтому это должно находиться в "белом" поле. А сейчас это загнано в "черное" поле, которое приведет к появлению "серого" поля".
Еще одна важная вещь – генетические отклонения и мутации, аномалии развития и проблемы со здоровьем у клонов. Овечка Долли, например, прожила всего шесть лет, страдала артритом, а из-за тяжелой болезни легких ее пришлось усыпить. Однако она успела произвести на свет шестерых ягнят, а схожие недуги наблюдались и у неклонированных особей. К тому же, из исходного генного материала – "материнского" для Долли – вырастили еще четыре овечки, и они оказались намного здоровее своей знаменитой "родственницы". Сергей Киселев приводит и другой пример удачного эксперимента.
«
"На самом деле, существовало достаточное количество и до Долли, и после клонированных крупных животных – свиньи, коровы, лошади – у которых не наблюдалось тех проблем, которые наблюдались у Долли. Но, действительно, когда стали работать на мышках в конце 90-х и начале 2000-х годов, оказалось, что у мышек присутствует так называемый "синдром большого детеныша": клонированные особи, когда они были маленькими, рождались большего размера, чем норма, они отличались меньшей продолжительностью жизни и большим разбросом веса. И все говорили, глядя на овечку Долли, что клонирование – технология несовершенная, мол, привносит некие мутации, что приводит к заболеваниям. И вот японский ученый Тэрухико Вакаяма в 2000 году, завершив одну работу по клонированию, решил приступить к новой: он 26 раз последовательно проклонировал одну и ту же мышку. Взял клетку из хвоста, вынул из этой клетки ядро, перенес в яйцеклетку, вырастил из этой яйцеклетки целую мышку, взял и ее хвоста клетку, из нее – ядро, и так далее. И в 2014 году опубликовал работу, в которой показал, что чем дальше он клонировал, тем меньше становилась эта разница, тем больше все приближалось к средней норме. И он сделал такое заключение: надо научиться работать. То есть сама технология клонирования, если она выполнена правильно, никакой опасности не несет и никаких дефектов не привносит".
Сергей Киселев уверен: как только технологии создания "двойников" реально покажут свою мощь и станут востребованы большинством населения, "копирование" организмов станет таким же привычным и понятным, как электричество. Разве что не таким распространенным, что, пожалуй, все-таки к лучшему.
Автор Светлана Холоднова, радио Sputnik
В США клонировали лошадь Пржевальского: спасет ли это вид от вымирания?
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем