Авторы

Не по-русски. Что отличает грамотного человека

Читать на сайте radiosputnik.ru
О грамотности прежде всего можно судить по ударениям в самых "популярных" словах. Если он звОнит по поводу дОговора на поставку тортА, то это "начальный" уровень. Кто же может считаться "продвинутым" пользователем русского языка? В День русского языка ищем ответы вместе.
Русский язык стал обязательным в туристических вузах Турции
Можно ли считать грамотным в полной мере человека, умеющего писать и читать? Сейчас едва ли. Но еще сотню лет назад таких людей не без легкой зависти называли грамотеями. Сейчас и язык изменился, и требования к грамотности тоже. И уже крайне недостаточно умений читать-писать. Теперь это целый комплекс различных знаний, связанных с языком.
Даже если человек знает все правила русского языка, хорош в грамматике, это еще не гарантия того, что его письменная и устная речь будет радовать собеседников и тех, кто будет читать написанное им – доклады, презентации, заявления и выступления. А уж в онлайн-чате о грамотности почти забыли! Кого же сегодня можно в полной мере называть грамотным человеком, рассуждает кандидат филологических наук, ведущая передачи "Русский устный" на радио Sputnik Юлия Сафонова.
«
"По-настоящему грамотный человек владеет как письменной, так и устной речью. Еще он должен уметь разнообразить свою речь в соответствии с целью разговор, речь должна быть уместна. А еще он должен уметь извлекать смысл из текста устно и письменно. Эти четыре показателя говорят о том, насколько человек грамотный", – отметила Юлия Сафонова.
Письменная грамотность: фундамент закладывают в школе
Учить младших школьников правописанию достаточно сложно. Орфографическая система русского языка сложна. Да и дети не сразу могут уловить нюансы, воспринимая все это как набор разрозненных, несвязанных между собой "нужно" и "нельзя". Помочь школьникам усвоить целесообразность правописания можно через осознание коммуникативной значимости письма. С помощью орфографии формируется письменная речь, но детей очень трудно одновременно учить и писать, и читать по-русски, указывает Юлия Сафонова.
«
"Ребенок, приходя в школу, в целом прекрасно владеет языком для своего возраста. Но сталкивается с огромными трудностями, ему свою устную речь надо перенести на письмо. А на письме другие правила. Он говорит "кАрова", а надо писать "кОрова". Это самая большая трудность, потому что детей одновременно учат и читать, и писать. А еще ребенку говорят, пиши "жи-ши" с буквой "и" – звуки "же" и "ша" твердые. И тут же в первом классе выучить, что после мягких согласных идут определенные гласные, например, буква "я" обозначает мягкость предшествующего согласного и тут же ему говорят: "ча-ща" пиши с буквой "а", хотя звуки "ча" и "ща" мягкие".
Если в устной речи для точности высказывания служит целый набор средств – интонация, паузы, жесты, мимика и не только, то в письменной – за это в основном "отвечает" орфография. Русский язык сложный, но если его изучать в школе внимательно и последовательно, то уже во взрослой жизни можно будет избежать характерных ошибок, свидетельствующих о слабой грамотности.
«
"Например, мягкий знак пишется на конце в словах женского рода: "мышь" женского рода, пишем "ь". Но мягкий знак не пишется словах мужского рода "плач" и "плащ". Это базовые знания, которые даются в начальной школе, они формируют основные принципы русской орфографии. Она у нас разумная, все нужно писать по сильной позиции, то есть так, как под ударением. А еще ребенка учат тому, что есть слова, написание которых надо запомнить и зазубрить. Если человек не научился этим правилам, то его вряд ли можно назвать и грамотным с точки зрения владения письменным русским языком", – продолжает Юлия Сафонова.
Его Величество русское словесное ударение
Словесное ударение в русском языке разноместное: может стоять на любом слоге и любой части слова. А еще оно подвижно – в разных формах слова ударение может переходить с одного слога на другой: бородаА, бОроду; зАнял, занялА и так далее. В некоторых случаях ударение переходит на предлог: пОд гору, нА пол, зА ночь. С ударением в русском языке действительно все не так-то просто.
«
"В начальной школе ребенка учат тому, что в конце каждого учебника есть слова, ударение в которых надо запомнить: киломЕтр, договОр, щавЕль, свЁкла. Вот эти все слова, в которых делаются ошибки, они даются в начальных классах. Это, конечно, здорово, когда человек все правильно произносит, но это все-таки не самый важный показатель грамотной речи. Если относиться так, то мы бы скорее говорили о "грамотейском" отношении: человек все правильно говорит, везде ударение правильно расставляет. Но важно понимать, что речь в каждой различной ситуации должна звучать по-разному. Над дикцией в школе еще не работают, хотя обучают как правильно интонировать текст", – отметила Юлия Сафонова.
Уместность речи и работа со смыслом
Это особое качество в ряду коммуникативных качеств речи, таких как точность, ясность, чистота, богатство и выразительность. Вообще, уместность (адекватность) – это такое сочетание языковых средств, которые наилучшим образом подходят для конкретной ситуации высказывания. Все это соответствует задачам и целям общения, содействует установлению контакта между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим). В общем, уместность, пожалуй, ключевой аспект грамотной речи, говорит Юлия Сафонова.
«
"Например, вы работаете где-то, вдруг вам пришло в голову уволиться, вы пишете заявление начальнику "такого-то числа прошу уволить меня, потому что мне все надоело". Все написано без ошибок, правильная пунктуация и так далее. Но этот человек не вполне владеет письменной речью и ее уместностью, он не знает, что заявление пишется определенным образом и в нем используется определенные речевые конструкции. Он грамотный с точки зрения орфографии и пунктуации, но с точки зрения стилистики он не совсем владеет русским языком".
Еще одно умение, характеризующее грамотно говорящего человека, – это способность извлекать смысл из текста. Предположим, читает человек текст, да не понимает, о чем он, не может вычленить главную мысль. Многие дети в начальной школе сейчас, говорит Юлия Сафонова, не могут придумать заголовок к тексту, не могут выделить основную мысль, определить, где она отражается. И это проблема, которая даст о себе знать намного позже.
Контроль грамотности и знаний: Всероссийская проверочная работа
Контроля знаний в российских школах слишком много. По данным Рособрнадзора, в некоторых образовательных учреждениях одна контрольная работа приходится на каждый третий урок биологии, на каждый пятый – русского языка. Все это из-за того, что есть несколько уровней проверочных работ – муниципальный, региональный и федеральный. А педагоги, по совету директоров школ, еще устраивают "предпроверочные" тренировки. Одни нервы: и школьникам, и родителям, и педагогам, разумеется.
Кто читает классиков – тот впитывает грамотный русский язык
Разумеется, повышать уровень языковой грамотности необходимо. Этому помогает чтение классической литературы: Пушкин, Толстой, Гоголь, Чехов, Достоевский. Ведь классика во многом и сформировала современный русский язык.
Автор Кирилл Гришин, радио Sputnik
Профессор МГУ спрогнозировал судьбу русского мата
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем