Авторы

Жадность или месть: что стало причиной крупнейшей речной катастрофы

Читать на сайте radiosputnik.ru
Пароход "Султанша" еле поднимался по реке – шел с перегрузом. На третьи сутки капитан приказал максимально увеличить давление в котлах. Это была ошибка. В два часа ночи 27 апреля 1865 года на Миссисипи произошла крупнейшая в мире речная катастрофа
Четыре паровых котла взрывались один за другим. Корабль горел и тонул одновременно. На борту находились 2137 человек. Спаслись 760. Трагедия случилась в семи милях от Мемфиса, конечного пункта для большинства пассажиров. Это были военнопленные северяне, отбитые у южан. Шел последний месяц Гражданской войны в США.
Почем человек?
Причиной катастрофы посчитали жадность капитана "Султанши". Его корабль перевозил грузы военного назначения и был рассчитан всего на 376 пассажиров. На борту уже находилось больше сотни, когда капитану предложили взять еще почти две тысячи. Все – бывшие служащие армии Севера из концлагеря в одном из городов южан. За каждого рядового платили по $3, за офицеров по $8 – капитан перемножил в уме и согласился. "Новеньких" посадил скопом на верхнюю палубу. Больные и голодные, они не имели сил ухватиться за перила, когда прозвучал первый взрыв. Еще труднее оказалось продержаться в холодной воде до прихода спасательных катеров. Капитан избежал суда. Он тоже погиб. Обломки "Султанши" обнаружили только в 1982 году. Тогда же подтвердилась вторая версия трагедии. Перед последним рейсом чинили один из котлов парохода и, видимо, спешили: металлическая заплатка "отклеилась" в пути. Но была и третья версия. Она связана с тем, что во время Гражданской войны "Султанша" работала на южан.
Изгибы реки Миссисипи, Северная Америка. 2003 год
Пять Волг – одна Миссисипи
Пароход с военнопленными северянами заминировала разведка южан – у сторонников этой версии есть свои доводы. Рассказывает главный научный сотрудник Института всеобщей истории, профессор МГЛУ Александр Петров:
«

"В пользу версии о том, что южанин подложил бомбу, или торпеду, как это называли, под котел во время следования корабля, говорит один факт. Торпеда, замаскированная под уголь, вообще широко применялась во время военных действий, и на Миссисипи в Гражданскую войну не осталось больше трех-четырех действующих судов. Но американские историки эту версию в основном отрицают. Если была задача пробраться на корабль и заложить торпеду, это было бы сделано гораздо раньше. А не тогда, когда он находился на существенном расстоянии от берега. В месте катастрофы Миссисипи разливается на ширину более 5 км. Сложите пять Волг в районе Ярославля – вот вам весенняя Миссисипи. Плюс очень быстрое течение с водоворотами и очень мутная в это время года вода".

Крушение на Миссисипи произошло, когда Гражданская война была фактически окончена. 9 апреля 1865 года южане подписали капитуляцию, но смириться с проигрышем, видимо, не хотели. Через пять дней после нее был убит президент Авраам Линкольн: Север скорбел – Юг ликовал. Взрыв на "Султанше" через 13 дней мог показаться еще одной отместкой проигравших.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем