Смерть гарантирована: дуэли русских дворян

Перед дворянином порой вставал нелегкий выбор. Отклонить вызов на дуэль – подвергнуться обструкции в обществе, принять вызов – лишиться дворянства. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Двадцать первого апреля 1787 года императрица Екатерина II издала манифест "О поединках", который объявлял дуэли "чужестранным насаждением" и вводил наказание за организацию и участие в дуэли.
Законодателем моды на дуэли была, конечно же, Франция. И хотя там еще в 1547 году прошла последняя официально разрешенная королем дуэль, поединки продолжались и позднее. Подсчитано, что за время правления Генриха IV, в 1589‒1610 годах, в них погибло от шести до десяти тысяч дворян. В общем, запреты мало помогали. Кое-как переломить ситуацию смог только кардинал Ришелье.
Пара кремневых пистолетов, XVIII век
Современные историки связывают феномен "дуэльной лихорадки", поразившей французское дворянство во второй половине XVI – первой половине XVII веков, с кризисом, охватившим общество той эпохи. Они говорят, что дуэли – это форма реакции дворянства на происходящие в обществе изменения, протест против усиления роли государства и размывания сословных границ. Для дворянства это был способ самоутверждения и защиты своего статуса и репутации. Помогли ли этому дуэли? В известной степени – до Великой французской революции. А сколько при этом пало в неравной борьбе между статусом и здравым смыслом!
У славян поединок получил название "поле". И часто исход сражения решался в самом его начале – в схватке двух воинов на виду обеих армий. Итог единоборства принимался как проявление божественной воли. Армия, чей воин был побежден, признавала свое поражение. Позднее, правда, такие поединки стали лишь прелюдией к сражению – для поднятия боевого духа. Как, например, богатырский поединок Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы.
В своде русских законов, в Судебнике 1497 года, есть понятие "Божьего суда" – судебного поединка. В историческом романе графа Алексея Константиновича Толстого "Князь Серебряный" рассказывается о таком поединке между боярином Дружиной Морозовым и князем Афанасием Вяземским. Бой происходил под наблюдением приставов.
Пистолеты с ударно-кремневыми замками. Конец XVIII века
А дуэлей на Руси до конца XVII столетия и в заводе не было. И бояре, и простые дворяне были всего лишь царевыми слугами, и в решении споров между собой уповали на волю царя-батюшки. Более того, дуэль государь мог почесть самоуправством и жестко наказать обоих противников.
Первая зафиксированная в документах дуэль в России произошла в мае 1666 года, в правление царя Алексея Михайловича: между шотландцем на русской службе Патриком Гордоном и английским майором Монтгомери.
Петр I был противником дуэлей. В 1702 году он издал указ "О нечинении иноземцам никаких между собой ссор и поединков, под смертной казнью".
B "Уставе воинском" 1716 года говорилось, что все участники дуэли, в том числе и секунданты, должны были быть казнены через повешение, что считалось позорным, а их имущество конфисковано. Впрочем, дуэли все равно случались.
Тут еще надо взять в расчет, что в XVIII веке в Россию для обучения молодых дворян хлынул целый поток гувернеров и учителей из Европы, которые, конечно же, вольно или невольно, но прививали своим ученикам европейское понимание дворянской чести.
Екатерина II несколько смягчила законы Петра – отменила казни. По манифесту "О поединках" 1787 года, участники дуэли, завершившейся без жертв, лишались звания дворянина и всех прав состояния. В случае ранения или смерти одного из противников дуэль уже рассматривалась в уголовном порядке. И теперь перед каждым дворянином стоял нелегкий выбор: отклонить вызов на дуэль – значит, подвергнуться общественной обструкции, а принять вызов – значит, лишиться этого самого дворянства.
Но кровавые поединки продолжались и во времена "матушки Екатерины".
Презентация сборника архивных документов "Россия и Мальтийский орден 1697-1817"
А вот Павел I, которого называли и в шутку и всерьез рыцарем на троне, не запрещал дуэли, видя в них освященный веками поединок чести. Более того, император и великий магистр Мальтийского ордена предложил монархам Старого Света сразиться между собою, дабы "положить конец войне, опустошающей Европу". "Имея при себе секундантами, оруженосцами и судьями поединка своих самых просвещенных министров и самых искусных генералов… Сам же он намеревается взять с собой генералов Палена и Кутузова". Того самого графа фон дер Палена, который организует впоследствии убийство Павла I...
А восшедший на престол его сын Александр I и вовсе, можно сказать, покровительствовал дуэлям. А приговоры судов либо смягчал, либо вовсе отменял.
При Николае I дуэль уже все называли "узаконенным убийством". Однако поединки продолжались, несмотря на то, что их участников ждали суровые кары: крепость, ссылка рядовым на Кавказ. Но почти всегда они смягчались. Например, Дантеса сначала приговорили к смертной казни через повешение, потом казнь заменили на лишение чинов и дворянства. Николай I на приговор Военного суда наложил резолюцию: "Быть по сему, но рядового Геккерена, как не русского подданного, выслать с жандармом за границу, отобрав офицерские патенты".
Репродукция открытки "Дуэль Пушкина с Дантесом"
Кстати, у Пушкина поединок с Дантесом был 29-м по счету. 24 дуэли были назначены, но по разным причинам не состоялись. А еще в четырех дуэлях поэта были совершены промахи, и никто не пострадал.
Мартынов, убивший на дуэли Лермонтова, был приговорен к разжалованию и лишению всех прав состояния. Однако окончательное наказание, конфирмованное Николаем I, было гораздо мягче: трехмесячный арест на гауптвахте и церковное покаяние.
А в Европе к середине XVIII столетия "дуэльная лихорадка" начала постепенно сходить на нет. В буржуазном XIX веке пистолетная дуэль проводилась из неподвижного положения, на дистанции 25‒35 шагов или даже дальше. Не удивительно, что при таком расстоянии большинство дуэлей заканчивались бескровно, и поединок стал напоминать загородную прогулку с безопасной стрельбой.
В России же типичной барьерной дистанцией были 15‒20 шагов – примерно 8‒10 метров. А бывало и меньше. И на таком расстоянии хороший стрелок промахивался редко. Дуэлянт, стреляющий вторым, имел право потребовать, чтобы противник подошел к барьеру, то есть, фактически, встал в качестве безоружной мишени на минимальном расстоянии. Именно отсюда пошло известное выражение: "К барьеру!"
Если в Европе обоюдный промах обычно завершал дуэль, то в России нередко принимались условия боя "до решительного результата", то есть до смерти одного из противников или до момента, когда до тех пор, пока один из участников по ранению не сможет продолжать поединок. Если оба соперника выстрелили, и никто не был убит или ранен, оружие перезаряжалось и дуэль продолжалась.
Были у русских и экстремальные виды дуэли. Например, "дуло в дуло".
Противники встают на расстоянии 5‒8 шагов и по команде одновременно стреляют друг в друга. В такой дуэли, как вы понимаете, чаще всего погибали оба противника.
А ведь у нас еще была дуэль "через платок". Дуэлянты встают спиной друг к другу, держась каждый левой рукой за уголок платка, растянутого между ними по диагонали. По команде распорядителя противники разворачиваются и стреляют. Смерть обоих дуэлянтов была почти гарантированной. А ведь еще была гусарская или русская рулетка!.. Ее можно назвать экстремальной игрой или пари. В барабан револьвера заряжался один патрон, после чего барабан несколько раз проворачивался. После этого игроки по очереди подносили дуло револьвера к своей голове и нажимали на спусковой крючок. Но русские не были бы русскими, если бы не придумали еще более "убийственный" вариант рулетки: из полного барабана револьвера вынимался только один патрон...
Барабанные старосты лейб-гвардии полков: Семеновского, Преображенского и Измайловского
В 1894 году "в целях укрепления боевого духа в армии" были изданы правила об офицерских дуэлях. В некоторых ситуациях они даже были сделаны обязательными. "Правилами о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде" устанавливалось, что все дела о таких ссорах направляются командиром войсковой части в суд общества офицеров. Суд мог либо признать примирение возможным, либо, ввиду тяжести оскорблений, постановить, что поединок необходим. Причем, если решение суда о примирении носило характер рекомендательный, то решение о поединке было обязательным к исполнению. Офицер, отказавшийся от дуэли, обязан был в двухнедельный срок подать прошение об увольнении в отставку.
Хотя при этом в законе остались наказания за дуэли. Если один из участников поединка погибал или получал тяжелое ранение, то его противник мог быть подвергнут заключению в крепости сроком до полугода, без лишения прав состояния.
Согласно статистике, в период с 1894 по 1910 год в русской армии состоялось 322 дуэли. Смертью или тяжелым ранением завершилось 30 поединков. Причем ни одно дело о дуэли до суда не дошло.
Да и сами дуэли измельчали, стали каким-то нелепым и трагическим архаизмом. Достаточно почитать произведения Куприна и Чехова. В повести "Дуэль" "оказалось, что из всех присутствовавших ни один не был на дуэли ни разу в жизни, и никто не знал точно, как нужно становиться и что должны говорить и делать секунданты...
‒ Господа, кто помнит, как описано у Лермонтова?.. У Тургенева также Базаров стрелялся с кем-то там..."
Еще один примечательный литературный поединок – поэтов Максимилиана Волошина и Николая Гумилева. Дуэль состоялась 22 ноября 1909 года. Оба опоздали: автомобиль Гумилева застрял в снегу, а Волошин потерял в сугробе калошу и долго ее разыскивал. Гумилев требовал стреляться на расстоянии пяти шагов, до смертельного исхода. Секунданты не допустили этого. Стреляли на расстоянии 25 шагов, причем из пистолетов пушкинской эпохи. Мало того, что дуэлянты не умели стрелять из такого оружия, к тому же в пистолетах еще и порох отсырел. В итоге Гумилев промахнулся, а Волошин выстрелил в воздух. В общем, никто не пострадал, а газеты назвали дуэль поэтов "смехотворной".
Потому что и поводом к ней была шутка. Волошин вместе с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, сговорившись, издали несколько стихов под романтическим псевдонимом Черубина де Габриак. Гумилев очень увлекся этой мифической дамой, даже пытался найти ее. А узнав, что никакой загадочной испанки не существует, он рассвирепел и вызвал шутника Волошина на дуэль...
Кадр из фильма "12 стульев" (1976)
А уже в советские времена, у Ильфа и Петрова, дуэль превратится из архаизма в фарс. После того как Коля Калачев хлопнул несколько раз Воробьянинова за то, что тот пытался ухлестывать за его женой Лизой, Ипполит Матвеевич говорит Бендеру: "Я его вызову на дуэль".
На что великий комбинатор с иронией отвечает: "Чудно! Могу вам отрекомендовать моего хорошего знакомого. Знает дуэльный кодекс наизусть и обладает двумя вениками, вполне пригодными для борьбы не на жизнь, а на смерть. В секунданты можно взять Иванопуло и соседа справа. Он бывший почетный гражданин города Кологрива и до сих пор кичится этим титулом. А то можно устроить дуэль на мясорубках – это элегантнее. Каждое ранение безусловно смертельно. Пораженный противник механически превращается в котлету. Вас это устраивает, предводитель?"...
В этом выпуске вы также услышите:
– Русский генерал – почетный гражданин Парагвая.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем