Авторы

Ошибка пропаганды: у кремлевской стены треснул французский бюст

Читать на сайте radiosputnik.ru
Убрать старых уродливых истуканов – поставить новые революционные модели. 12 апреля 1918 года в Советской России вышел декрет "О памятниках Республики". "Новые модели" Совет народных комиссаров пожелал увидеть уже 1 мая. В стране начался лихорадочный памятникопад.
На заседании Совета Народных Комиссаров
Декрет подписали Ленин, Сталин и Луначарский (комиссар просвещения). В первом пункте шли те, кто первым попадал под раздачу: "цари и их слуги".
Достоевский и Толстой: во двор!
С декрета начался ленинский план монументальной пропаганды. Он растянулся на десятилетия. Выполнялся с энтузиазмом и перегибами. В Костроме разгромили двойной памятник царю Михаилу Федоровичу и "погибшему за царя" Ивану Сусанину. В Подмосковье разрушили монумент в честь героя Отечественной войны 1812 года генерала Дорохова (и даже разворотили его могилу, а останки выбросили в реку). К счастью, работали не только вандалы. Была и комиссия, которая в сложных случаях определяла художественную ценность "истуканов". Благодаря ей кое-что сохранилось. О критерии отбора "ненужного" рассказывает координатор общественного движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин:
«
"На первом месте были персоны или тема. Художественная ценность – это был дополнительный аспект. Он иногда позволял что-то сберечь, как памятник Александру III в Петербурге (хотя бы ценой перестановки). Императорские памятники погибли по всей стране почти полностью, за очень незначительными исключениями. В том же Петербурге можно вспомнить Николая I и Медного всадника. К счастью, в план монументальной пропаганды каким-то образом попало несколько выдающихся дореволюционных работ. Это памятники Достоевскому и Толстому, которые скульптор Меркуров сделал еще в 1914 году. В 1918-м они вышли на улицу в Москве. Правда, через какое-то время их переместили во дворы".
Памятник Петру Первому "Медный всадник" на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в период белых ночей
У уцелевших старых памятников было большое преимущество: они делались из долговечных материалов. А революционные монументы, которые лепили чуть не каждый день, не рассчитывались на века.
Долой подписантов!
Первым пострадал Робеспьер. Вождю Французской революции поставили памятник в самом почетном месте – под Кремлевской стеной в Александровском саду. Однако сделали не из почетного материала – гипса и бетона низкого качества. Робеспьер продержался меньше суток: к утру после ночного заморозка развалился на части. Многие из новых памятников вызывали у людей то хохот, то испуг. Самой веселой получилась двойная скульптура Маркса и Энгельса. По замыслу оба стояли на трибуне – на деле вышло, будто два бородача моются в одной ванне. Их снесли. Не повезло и бюсту анархиста Бакунина. Его выполнили в кубофутуристическом стиле. Рабочий, который заглянул в форму после заливки, упал в обморок от ужаса. Мало-помалу дело монументальной пропаганды наладилось. Появились советские скульпторы, которые талантливо выполняли ленинские пожелания. Но прошло время, и снова начался памятникопад. Теперь тысячами валили памятники двум из тех троих, которые подписали декрет 1918-го года.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем