Авторы

Кавер-версия – не воровство! Как Тургенева судили за плагиат

Читать на сайте radiosputnik.ru
Берёт мои сюжеты, даёт моим персонажам другие имена и подписывается своей фамилией. Таковы были претензии писателя Ивана Гончарова к писателю Ивану Тургеневу. 10 апреля 1860 года в Петербурге прошел третейский суд по делу о плагиате.
На суде настаивал Тургенев. Сказал примерно так: или суд – или дуэль. Гончаров в то время служил цензором. Положение высокого чиновника исключало участие в дуэли. Тургенев же легко вызывал на дуэль – однажды вызвал даже Льва Толстого: хотели стреляться на ружьях, но помирились. С Гончаровым настоящего примирения так и не произошло.
Два Ивана и гнездо
Оба Ивана уже считались живыми классиками. Только один писал медленно, а другой быстро. Например, на романы "Обломов" и "Обрыв" у Гончарова уходило по десять лет. Возможно, писал бы быстрее, ничего бы не случилось. Говорит историк литературы Арсений Замостьянов:
«
"Гончаров нередко читал в литературных салонах отрывки из романов, над которыми работал. На одном таком чтении присутствовал Тургенев. Прошло немного времени, и Гончарову показалось, что его коллега воспользовался полученными впечатлениями в довольно быстро изданном романе "Дворянское гнездо". Да и в других вещах Тургенева он находил какие-то блестинки – образы, повороты из собственных произведений. Он считал Тургенева плагиатором и много лет был на него обижен".
Сотрудники литературного и общественно-политического журнала "Современник". Сидят (слева направо): И. Гончаров, И. Тургенев. Стоит слева Л. Толстой
Третейский суд вынес мудрое решение: сходство сюжетов и персонажей у двух писателей происходит потому, что они описывают одно и то же – современную дворянскую жизнь, мелкопоместный быт, а быт был схож, и жизнь русских дворян везде текла примерно одинаково.
Три сумасшедших и дьявол
В литературе заимствование сюжетов – не редкость и плагиатом не считается. Арсений Замостьянов продолжает:
«
"Есть три произведения русских классиков под названием "Записки сумасшедшего". Есть повесть Бунина "Митина любовь", для которой он взял фабулу повести Льва Толстого "Дьявол". Это переработка. Как и в случае с романом Кнута Гамсуна "Плоды земли", который Гитлер и Геббельс приказали издать огромным тиражом и преподносили книжку чуть ли не каждому офицеру вермахта. Гамсун написал роман по мотивам пьесы того же Толстого "Власть тьмы", но, в отличие от него, дал другие оценки описанному событию – убийству ребенка".
Черновая рукопись первой части романа Ивана Гончарова "Обломов" и номер журнала "Нива"
Дело "Гончаров против Тургенева" обсуждали все: журналисты, цензоры, крупные и мелкие провинциальные писатели. Гончаров без конца подкидывал дрова в печку – после постановления суда не успокоился и продолжал искать у Тургенева следы "воровства". По словам Арсения Замостьянова, он был человеком донельзя мнительным, склонным к мании преследования. А Тургенев держался в литературе матерым волком, который выработал в себе защитную толстокожесть. Гончарову бы поучиться этой толстокожести. Ну или хотя бы не рассказывать о том, чего еще не написал.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем