Авторы

Датский след на шведском пожаре: водитель грузовика утопил паром

Читать на сайте radiosputnik.ru
Молодежь веселилась на дискотеке, люди постарше сидели в ресторане, тот, кто не был полуночником, давно спал. Никто не заметил, как на одной из девяти палуб появился огонь. В два часа ночи 7 апреля 1990 года на пути из Норвегии в Данию загорелся шведский автомобильно-пассажирский паром.
Он назывался "Скандинавская звезда". Вез автомобили, 383 пассажира и 90 членов экипажа. Под пассажирские перевозки паром переделали из плавучего казино. В последний рейс он пошел с командой, набранной через гонконгского посредника: это были в основном португальцы и филиппинцы. Они плохо знали английский, совсем не знали скандинавских языков, гигантское судно обследовать не успели, пожарную тревогу не отрабатывали ни разу.
Труп в шкафу
Огонь за минуты охватил пять палуб. Коридоры затянуло едким дымом, потолки и стены раскалились – люди со сна выбегали из кают и забегали обратно. Кричали в открытые иллюминаторы, давили на кнопки аварийной сигнализации – действия следовали противоположные: включалась вентиляция и огонь становился сильнее; закрывались противопожарные перегородки и отрезался путь к спасению. "Скандинавская звезда" осветила огромным факелом пролив Скагеррак. К ней поспешили все находившиеся поблизости суда, в том числе советский теплоход. Паром отбуксировали в ближайший шведский порт, пожар тушили 12 часов. Потом собирали трупы. Ими были завалены коридоры и душевые кабинки; тела находили даже в деревянных стенных шкафах – последнее место, где стоит прятаться от пожара. 158 человек, в том числе дети, приняли ужасную смерть.
Пассажир-пироман
После гибели шведского парома международные правила безопасности на морском транспорте были ужесточены, как и мера ответственности судовладельцев за подготовку экипажей. К пассажирам тоже появились новые требования. Например, из-за того, что некоторые водители на "Скандинавской звезде" предпочли спать в своих машинах: они стояли на автомобильной палубе в центре парома и при пожаре загорались одна от другой. Говорит независимый эксперт по транспортной логистике Роберт Краснов:
«
"Пока паром находится на воде, никаких действий с автомобилем производить нельзя, тем более спать в нем. Вообще пожар на пассажирском пароме – это очень необычная история, потому что такие паромы жестче контролируются, чем чисто грузовые. Если на нем случайно что-то вспыхнет, то особенно опасно, когда загорается быстро воспламеняющийся материал. Теперь таких материалов на морских судах нет".
Следствие установило: главной подпиткой для огня на "Скандинавской звезде" стало украшение интерьеров (что-то вроде декоративной окрашенной штукатурки). А незакрытые двери коридоров и центральный лестничный пролет обеспечили эффект вытяжной трубы. И еще: оказалось, возгорание произошло в трех местах, и первой вспыхнула куча постельного белья, сваленного в коридоре. Версия умышленного поджога стала официальной, когда среди обугленных тел обнаружили труп человека, которого не раз судили как пиромана. Это был водитель грузовика из Дании.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем