Авторы

Подводный взрыв, или Как пройти в Париж: тайные занятия барона Шиллинга

Читать на сайте radiosputnik.ru
Мину погрузили на глубину 50 м. Сверху на толстый лед поставили крепкий плот с тяжелым грузом. Подрыв произвели с берега: глыбы льда и толстые бревна разлетелись мелкой крошкой. 2 апреля 1834 года в Петербурге испытали первую в мире подводную электрическую мину.
По-научному такие мины назывались гальваническими, по-простому – дальнезажигательными. Ни в одной армии мира такого еще не было. Чудо-мину изобрел барон Павел Шиллинг: герой войны 1812 года, потом сотрудник секретного отдела российского МИДа.
Есть контакт!
Шиллинг быстро понял: взрывать мину можно с какого угодно расстояния – была бы гальваническая батарея, от которой по проводам пойдет ток к пороховому заряду. Оставалось придумать изоляцию для провода, чтобы его можно было зарывать в землю или тянуть под водой. И он придумал. Армейские люди оценили. Рассказывает военный аналитик Александр Жилин:
«
"Как движутся электрические заряды, стало понятно во второй половине XVIII века. В Европе сразу начались развлекухи – игры и фокусы с электричеством. В России первая реакция была такой: подождите, а что может получить армия от всех этих открытий? Ответил изобретатель и дипломат Павел Шиллинг: давайте использовать искру от электрозаряда для подрывов. Электрическую мину он предложил уже к началу войны с Наполеоном".
Саперный батальон разрабатывал проект Шиллинга весной 1812-го: летом началась Отечественная война, и, вроде, можно было попробовать в деле сухопутный вариант электромины. Обнаружить ее трудно; понять, когда и отчего она взорвется, невозможно. Для позиционной войны это идеальный боеприпас. Но война с Наполеоном была маневренной. Да и закончилась быстро – не успели потренироваться. Выиграть ее тоже помог Шиллинг: он придумал, как ускорить продвижение к Парижу.
Шифр без ключа
В начале заграничного похода русской армии оказалось, что не хватает топографических карт Франции. До Наполеона они были не нужны, теперь их стали срочно копировать – от руки, как и во всем мире. Получалось медленно. Когда русская армия вошла в Германию, участник загранпохода гусар Шиллинг заглянул в типографию Мюнхена. Посидел-подумал и попробовал копировать карты литографическим способом. Тираж резко подскочил. Шиллинг потом и в МИДе занимался литографической типографией. Правда, это было только прикрытие. На самом деле он разрабатывал секретные коды и первым в мировой истории дипломатии ввел в практику биграммные шифры. По сложному алгоритму цифрами шифровалась пара букв французского алфавита (они тоже располагались по сложному алгоритму, но другому). А еще предполагались "пустышки": зашифрованные отдельные буквы. Это было круче электромины. Математики из специально созданной в Европе группы работали 50 лет, прежде чем шифр Шиллинга был вскрыт.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем