Авторы

Десять лет без Гурченко. Что она оставила всем нам, а что – наследникам?

Читать на сайте radiosputnik.ru
Многогранная и неподражаемая Людмила Марковна. Роли почти в сотне фильмов, в театре, режиссерская деятельность, книги и песни. Оценить масштаб ее творческого наследия очень трудно. Почти невозможно. Но мы попробовали.
Людка, а… Людка! Мужья Гурченко, которых актриса называла отбросами
Народная артистка СССР Людмила Гурченко снялась в 96 фильмах. Но даже если бы в ее фильмографии была всего лишь одна лента ‒ условно, "Вокзал для двоих", "Любовь и голуби" или "Карнавальная ночь" ‒ она все равно была бы великой и подлинно народной. Ее нет в этом мире с нами уже ровно 10 лет.
Творческое наследие, разумеется, огромно. Ни одна консалтинговая медиакомпания, пожалуй, не сможет точно подсчитать, сколько денег до сих пор приносят ее работы. Но попробовать оценить порядок цифр вполне можно.
Актриса Людмила Гурченко в кинофильме "Карнавальная ночь"
Песни Людмилы Гурченко
Один из главных источников дохода – записанные песни, которые принадлежат разным компаниям в разных государствах. Они по-разному генерируют прибыль правообладателей – в зависимости от финансовой модели цифровых сервисов и активности русскоязычного сообщества. С развитием музыкальных сервисов и видеохостингов только песенное наследие Людмилы Гурченко может потенциально приносить в год в районе 1 миллиарда рублей, подсчитал для радио Sputnik продюсер компании Perpetuum Music Денис Соколов:
«
"Если грубо посчитать, то ежемесячно легальные цифровые сервисы YouTube, Apple Music, VK Music, Spotify, Яндекс Музыка, Deezer генерируют суммарный доход от песен, которые исполняет Гурченко, не менее 11 миллионов рублей в месяц, это более 120 миллионов рублей в год. Далее ‒ песни, написанные ею как автором (авторские права на множество вариантов песен, исполненных разными музыкантами): всевозможные общества по управлению правами могут собирать от 800 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей в год и более. Плюс прокат и цифровая дистрибуция фильмов, телевизионных программ и музыкальных видео, в которых она приняла участие как актер, режиссер – здесь точные суммы кратно больше, но они делятся на множество участников записи".
Народная артистка СССР Людмила Гурченко
Воспоминания
Как автор книг Гурченко известна своей мемуарной трилогией. В нее вошли произведения "Мое взрослое детство", "Аплодисменты" и "Люся, стоп!".
Помните, конечно:
"‒ Людмила Марковна, мы с друзьями тут поспорили: сколько вам лет?
‒ Мне 27 лет и много-много месяцев. Все, до свидания".
Так вот, эти книги в том числе и об этом, о "неизвестной Гурченко". Первая – о голодном детстве в оккупированном фашистами Харькове, о первых шагах в искусстве и развитии творческой индивидуальности. Вторая книга – о семье и людях, которые были рядом, о преданности и предательстве, о любви и разочарованиях, о крушении иллюзий, отчаянии и надежде. "Аплодисменты" Гурченко писала после того как ее настоятельно попросил сделать это Андрей Кончаловский. На съемках "Сибириады" он слышал ее устные рассказы. И первые три главы Людмила Марковна "накатала за один присест".
Что касается последнего произведения трилогии, то оно охватывает период с 1983 года по 2001 год. В своей последней книге актриса вспоминает о работе в фильмах и спектаклях, о коллегах и музыкальной карьере.
Людмила Гурченко в фильме "Мама"
Масштаб литературного наследия Гурченко потенциально также велик, говорит Денис Соколов:
«
"Здесь цифры спрятаны во множестве прослоек, стоящих между автором и книжным магазином или цифровым маркетом, но тоже могут приносить не менее 200 миллионов рублей. Помимо этого, эксплуатация образа (образов) и имени Людмилы Гурченко в рекламе – киностудии продают права пакетом, но, если стараться выделить некую современную модель главной кинозвезды трех поколений, то на здоровом рынке это могут быть прибыли порядка 1 миллиарда рублей ежегодно".
Впрочем, понятно, что оценить денежный поток, не видя распределения прав по конкретным лицам и их активности, невозможно. Записанные Гурченко песни в реальности "не существуют" – есть сделанные некими студиями записи исполнений ею чьих-то музыкальных произведений. В такой ситуации обычно исполнителю никаких прав не остается, кроме права на вознаграждение за публичное исполнение, передачу в эфир и по кабелю (статья 1326 ГК РФ), плюс, возможно, за воспроизведение в личных целях (статья 1245 ГК РФ), обращает внимание на нюансы авторского права в интервью радио Sputnik заместитель председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов:
«
"Генерация дохода треками с исполнениями Гурченко в различных интернет-сервисах если и происходит, то не в пользу ее наследников. Что касается ее авторских прав на написанные ею песни, то я очень сильно сомневаюсь, что это будет больше нескольких сотен тысяч рублей в год. Но мы опять же не знаем, кому принадлежат ее права – не продала ли она их какому-либо издательству. Выплаты авторам у РАО делятся на выплаты за публичное исполнение песен на концертах и за использование музыки в кино и телевидении – это соответственно статьи 1270 ГК и 1263 пункт 3 ГК. Я очень сомневаюсь, что кинотеатры вообще что-либо платят в ее пользу, поскольку новых фильмов с ее музыкой, скорее всего, нет. А они ставят в прокат обычно только новые картины".
Людмила Гурченко в фильме "Любимая женщина механика Гаврилова"
Могла сшить за ночь сценический наряд
Вообще, строго говоря, сама Людмила Гурченко к доходам от своей творческой деятельности относилась небрежно. В чрезмерной любви к деньгам ее тоже не замечали. Зато она очень любила платья, причем мастерить сценические наряды она могла сама и буквально "на коленке" в ночь накануне появления на сцене. Некоторые вещи от именитых дизайнеров Гурченко предпочитала еще и переделывать самостоятельно. Не были исключением и изделия Кристиана Диора. Несколько лет назад в Москве прошел аукцион, на который были выставлены личные вещи Людмилы Гурченко. Коллекция, предоставленная аукционному дому "Литфонд", состояла из нарядов от Валентина Юдашкина и Вячеслава Зайцева. А еще – шубы, аксессуары, рекламные плакаты к картинам с участием актрисы, архивные фотографии и не только. С молотка ушло 55 лотов: общая стоимость превысила 1 миллион рублей. Сейчас кажется, что аукционщики нещадно продешевили.
Олег Табаков и Людмила Гурченко в сцене из фильма "Аплодисменты, аплодисменты"
Московская квартира Гурченко уже стала музеем, причем музеем-мастерской. Там можно не только увидеть любимые вещи артистки, но и самим изготовить по предложенному эскизу несложный аксессуар "в стиле Гурченко". А на даче актрисы почти все осталось нетронутым: ее любимые сервизы, платья, кассеты с фильмами, распечатки сценариев с пометками Людмилы Марковны. Как говорит ее внучка Елена Королева, дом сохранил дух артистки в первозданном виде. По словам Королевой, он уже де-факто является музеем, она надеется, что он им станет и де-юре.
Автор Кирилл Гришин, радио Sputnik
"Был органичен в любой роли". В России вспоминают Андрея Мягкова
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем