Авторы

Зигзаги либерала: месть за Россию дошла до улиц Берлина

Читать на сайте radiosputnik.ru
"Мщу за Россию", – кричал террорист и стрелял с двух рук. Его скрутили, но он успел убить человека. 28 марта 1922 года в Берлине было совершено покушение на Павла Милюкова.
Лидер Конституционно-демократической партии России не пострадал. Погиб тот, кто бросился на его защиту. Тоже кадет, бывший член Комитета спасения родины Владимир Набоков, отец писателя. Нападавшими были два монархиста, бывшие офицеры Русской императорской армии. Свидетелями инцидента стали тоже разнообразные "бывшие". Все произошло на одной из публичных лекций Милюкова, они всегда собирали много народа.
Пожизненно в оппозиции
Русская эмиграция в Европе была пестрой по составу и политическим взглядам. Как идеолог русского либерализма Павел Милюков всегда находился в оппозиции: в умеренной – к царскому, потом Временному правительству (после того как побыл в нем главой МИД); в непримиримой оппозиции к большевикам и наконец к большинству в своей партии. В 1921-м предложил новую тактику действий для спасения России. Рассказывает доктор исторических наук, профессор МПГУ и РГГУ Василий Цветков:
«
"Милюков уже не надеялся на Белое движение – только на крестьянское повстанчество. Считал, что крестьяне-повстанцы гораздо успешнее, чем русское офицерство, смогут бороться с большевиками. Примерами для него были восстания в Тамбове и Сибири. То есть у Милюкова пошел очевидный крен влево, и монархисты сочли, что это его сильно дискредитирует. Постепенно в правых рядах сложился стереотип: Милюков – враг".
Павел Милюков с женой и дочерью в своей квартире.
Стереотип Павел Милюков лишь укреплял – он стал отделяться от антибольшевистского лагеря. Это был один из милюковских зигзагов.
Последний разворот
Зигзаги начали случаться у историка Павла Милюкова, как только он пошел в политику. Продолжает Василий Цветков.
«
"Как политик Милюков колебался достаточно сильно – все время искал и пытался выразить оптимальную политическую линию. Он наблюдал за тем, что происходит в Советской России, и сомневался, что там будет такой социализм, какой провозглашали. Считал: это только слова. Но потом его вдохновил НЭП (ленинская новая экономическая политика), и Милюков решил: через перемены в экономике пойдут перемены в политике. Позднее он принял сталинскую власть, а во время войны (за год до своей смерти) горячо приветствовал победу Красной армии под Сталинградом".
Торговки продают колбасу на Сухаревском рынке периода НЭПа
Как заметил Цветков, перед революцией 1917 года Павел Милюков увидел в России буржуазно-демократические ростки и уверился: со временем они пробьют асфальт большевистского режима. Русский талант возьмет свое, полагал Милюков, и стал ждать, когда же социалистическая Россия станет нормальным демократическим государством. На этом зигзаге он и умер.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем