Авторы

"Черные приливы": кто проклял побережье Франции?

Читать на сайте radiosputnik.ru
Шум десятибалльного шторма перекрыл резкий скрежет. Судно встало и опасно накренилось. Это был гигантский супертанкер "Амоко Кадис". 16 марта 1978 года он потерпел крушение на подходе к проливу Ла-Манш.
Американский танкер шел из Персидского залива в Роттердам. Груз – 220 тыс. тонн нефти. Всё до капли вылилось в море. Катастрофа произошла в 5 км от французской Бретани. 400 км побережья оказались смертельно заражены.
Плати или умри
Причиной крушения стала неисправность рулевого механизма. К несчастью, она обнаружилась, когда шторм в Атлантике уже набрал силу. Тяжеленное судно длиной 340 м стало неуправляемым. Брошенные якоря не помогали. "Амоко Кадис" стремительно уносило в сторону от коридора для нефтеналивных судов. Экипаж послал сигнал бедствия – сразу откликнулся немецкий спасательный буксир "Пацифик". Он был поблизости. Если бы подошел немедленно, возможно, катастрофы бы не произошло. Но капитан "Пацифика" затеял с капитаном "Амоко Кадис" длинный разговор: а что мне будет за спасение? Они торговались слишком долго – шторм все усиливался, скорость движения танкера тоже. Наконец, сошлись на том, что спасенный заплатит спасителю 10 % стоимости груза ($ 2 млн). Но было слишком поздно. Тросы, на которых "Пацифик" пытался буксировать танкер, рвались один за другим, пока "Амоко Кадис" не напоролся на подводную скалу у острова Уэссан. Экипаж эвакуировали на вертолетах. Брошенное судно раскололось надвое. Через 11 дней остатки корпуса разломились еще раз, нефть текла непрерывно. На побережье Бретани начался "черный прилив".
Выжил, но ослеп
Очисткой акватории и берега занялись на следующий день после катастрофы. Из всех способов выбрали самый примитивный. Собирали и увозили грязную воду. Берег посыпали тальком – нефть сворачивалась в комки, их сгребали в цистерны. Сегодняшние методы очистки ненамного эффективнее. Рассказывает директор по программам, исследованиям и экспертизе российского отделения Greenpeace Иван Блоков:
«
"В первую очередь применяют боновые заграждения для механического ограничения распространения нефти, но они не предотвращают растворение нефтепродуктов в воде. Нефть еще сжигают или используют диспергенты – вещества, которые дробят нефтяное пятно на капли. Есть и биологические методы борьбы с нефтяным разливом, но не во всех регионах они возможны. Реально надежные способы, которые бы предотвращали попадание нефти в окружающую среду, до конца не разработаны".
У побережья на северо-западе Франции это была уже четвертая катастрофа за десять лет. Первый "черный прилив" случился в марте 1967-го: виновник – танкер "Торри Кэньон". В 1976-м – сразу три катастрофы нефтеналивных судов. Схема одна: шторм, мель, разлом корпуса. И последствия одинаковы: миллионы мертвых морских обитателей, десятки тысяч погибших морских птиц. Выжившие животные, как правило, слепнут. Ликвидаторы экологического загрязнения получают болезни органов дыхания.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем