Авторы

Секс-скандалы, мечты и китайская дипломатия. Лучшие фильмы Бертолуччи

Читать на сайте radiosputnik.ru
Итальянский режиссер и драматург Бернардо Бертолуччи увлекался коммунизмом и фрейдизмом, изящно сочетал в своих картинах социальное и интимное. Кинематограф обязан ему новым взглядом на жанр психологической драмы. 16 марта ему исполнилось бы 80 лет.
Секс, политика, буддизм: (не очень вредные) привычки Бертолуччи
"Вероятно, у меня сильная склонность к подражанию, поэтому я в конце концов и спрятался за кинокамерой, способной, как никакая иная вещь на свете, создавать подобие жизни, зеркало, которому нельзя солгать", – написал Бернардо Бертолуччи в своей книге "Мое прекрасное наваждение. Воспоминания, письма, беседы 1962‒2010". Мы расскажем о трех, пожалуй, наиболее резонансных киношедеврах режиссера.
"Последнее танго в Париже" (1972)
Бертолуччи замышлял создать романтическую версию современной истории о трагической любви. Фильм о крахе надежд, с демонстрацией наиболее ранимых мест человеческой души. Картина получилась вызывающей и одной из самых противоречивых в мировом кинематографе. Она рассказывала о плотской страсти между сорокапятилетним мужчиной и молодой девушкой, которые встречаются для анонимных и все более пикантных сексуальных контактов. Картина была запрещена к показу в Италии, Португалии, Сингапуре, Новой Зеландии и Южной Корее.
И это было очень далеко от романтики. Это была эротическая драма. Режиссеру удалось привлечь к съемкам суперзвездного американского актера, 48-летнего Марлона Брандо, и никому особо не известную 19-летнюю француженку Марию Шнайдер. Актрису, как позже признавался сам режиссер, не предупредили о деталях одной из ключевых сцен фильма, с изнасилованием – для того, чтобы ее реакция была правдоподобной. И Шнайдер действительно чувствовала себя изнасилованной.
Кадр из фильма "Последнее танго в Париже"
Все это было частью замысла Бертолуччи, объяснил в интервью радио Sputnik киновед-культуролог Кирилл Разлогов:
«
"Фильм пытались запретить, но так и не запретили, а новаторство заключалось в откровенности сексуальных эпизодов. На самом деле картина могла шокировать только тех, кто полагал наивно, что сексом можно заниматься только одним способом. Фильм был сделан в духе максимального реализма, отсюда и связанные с ним скандалы. И жалобы Марии Шнайдер, что она была изнасилована в ходе съемок этой картины, – это все, естественно, способствовало еще большей популярности. Картина, безусловно, выдающаяся, как любая, нарушающая запреты и пытающаяся расширить рамки дозволенного".
Режиссерская версия фильма продолжалась около 4 часов, но для формата кинотеатра картину пришлось сократить до 129 минут. Фильм получил две номинации на "Оскар", в том числе за лучшую режиссуру.
Режиссер Бернардо Бертолуччи на съемках фильма "Последнее танго в Париже" с ведущим актером Марлон Брандо и актрисой Марией Шнайдер в Париже. 11 февраля 1973 года
"Последний император"(1987)
В конце 1980-х Бернардо Бертолуччи переехал в Великобританию. Там он принялся за сценарий к картине, взяв за основу воспоминания последнего китайского императора Пу И, а также мемуары его советника, шотландского преподавателя Реджинальда Джонстона. Режиссер переработал воспоминания Пу И, начиная с беззаботного детства в Запретном городе и заканчивая взятием последнего императора в плен советскими войсками.
Примечательно, что "Последний император" стал первым иностранным фильмом с 1949 года, снятым при поддержке китайского правительства.
Съемки фильма "Последний император" в Пекине. 2 мая 1987 года
Режиссеру удалось завоевать доверие китайских властей, без этого фильм вряд ли состоялся бы, считает Кирилл Разлогов.
«
"В фильме показана жизнь последнего китайского императора, который был на перепутье между китайской традицией и современным состоянием культуры и общества. Бертолуччи удалось завоевать доверие людей, которые связаны с этой культурой, и сделать картину, которая в известной мере стала итоговой для развития этого этапа культуры", – уверен он.
Фильм получил девять "Оскаров", четыре "Золотых глобуса" и другие престижные награды.
Кадр из фильма "Последний император"
"Мечтатели"(2003)
Париж 1968-го наполнен студенческими протестами. Но главные герои – трое студентов ‒ не особенно, мягко говоря, в это вовлечены. Они куда больше интересуются собственным удивительным миром, полным эротики, противоречий, бунтарства и кинематографа. Бертолуччи, как говорят критики, снял своеобразный реквием по 60-м годам, когда революционные настроения (во Франции это был "Красный май" – кризис 1968 года) захватили большую часть Европы. Одну из главных ролей в фильме играет французская модель Ева Грин. Ее, кстати, отговаривали сниматься у скандального режиссера: мол, все знают, что в свое время приключилось на съемках "Последнего танго в Париже" с Марией Шнайдер.
Кадр из фильма "Мечтатели"
Лента очень важна для понимания всего творчества Бернардо Бертолуччи, отметил Кирилл Разлогов.
«
""Мечтатели" – это картина об эпохе моей юности, поскольку история связана с Анри Ланглуа и его защитой (со стороны кинематографистов всего мира, – ред.) от увольнения с должности директора Французской синематеки. Все это вещи, которые я пережил, будучи еще подростком. Эта картина, естественно, была мне особо близка. Очень трогательная, в основном из воспоминаний. Для самого Бертолуччи это тоже воспоминания, когда-то эти переживания были живыми, а он, как человек уже преклонных лет, вспоминает с чувством легкой ностальгии. Для понимания культуры перехода от XX к XXI веку эта картина очень важна. Картина о мечтаниях, которые не осуществились", – сказал киновед.
Кадр из фильма "Мечтатели"
Что касается художественной составляющей, то в "Мечтателях" содержится множество отсылок к шедеврам мирового кинематографа. Таким образом Бертолуччи засвидетельствовал свое уважение мастерам кино.
Автор Кирилл Гришин, радио Sputnik
Не пытайтесь это повторить: 7 правил дона Вито Корлеоне
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем