Авторы

Выпить и поговорить по-английски: как в Петербург пришла модная зараза

Читать на сайте radiosputnik.ru
Кому "говорильня", а кому и "первая в России общественная организация". Но сначала – место встречи иностранцев вдали от родины. 12 марта 1770 года в Петербурге открылся Английский клуб.
"Только для англичан" – так было первые 10 лет. Потом основатель клуба купец Гарднер объявил: "не токмо для англичан, но и других народов". "Других народов" было хоть отбавляй – портовый Петербург активно торговал с Европой. Потянулись в "джентльменский клуб" и русские.
Клубные штучки
Женщин в клуб как не пускали, так и не пускают. Остальные порядки менялись быстро. Кухня перестала быть исключительно английской уже через два года, когда два француза открыли Английский клуб в Москве: шампанское вытеснило пиво, вместо пудингов заказывали устриц. Английский язык тоже недолго был обязательным. Во-первых, большинство русских предпочитали французский. Во-вторых, многие иностранцы в России обрусевали, обзаводились отчествами и незаметно для себя начинали говорить по-русски. Те же Гарднеры, например, произвели в Российской империи четыре колена своей фамилии. Английский клуб превратился во что-то вроде русского дворянского собрания – привилегированного и с ограниченным членством. Клубные развлечения расширили. Игру в карты дополнили бильярдом и библиотекой: для нее выписывали европейские газеты и покупали самые прогрессивные книжки. А главное, русские завели в Английском клубе "комнату для умных разговоров". Степень "умности" зависела от того, в какой губернии был Английский клуб (мода на него разошлась по всей стране). Стать членом клуба было непросто: требовалась рекомендация и поддержка большинства при голосовании. Вылететь из клуба – легче легкого. Не вернул газетку в библиотеку – исключили. Не отдал карточный долг – то же самое. Годовой взнос не заплатил – до свидания. Хочешь вернуться – давай взнос плюс штраф (та же сумма, но умноженная на сто).
Английский клуб на Тверской улице
Визитка против мема
Гарднер открывал Английский клуб под девизом "Согласие и веселье". Русским этого оказалось мало. Они сделали клуб местом обсуждения самых серьезных вопросов и нашли для членов клуба общее полезное занятие. Рассказывает историк Сергей Виватенко:
«
"Английский клуб в Петербурге занимался благотворительностью. За первые сто лет он собрал на различные нужды 90 тыс. рублей серебром. Например, идет война с Наполеоном – формируется петербургское ополчение. Раненые приехали с фронта – оборудуется госпиталь. Дети оказались сиротами погибших членов клуба – им дается достойное образование".
Образцами для провинциальных Английских клубов были два первых. Они отличались друг от друга. В московском были в основном русскоязычные члены, в петербургском – много представителей иностранных фамилий. У московского была своя "визитная карточка": Пушкины. Они числились постоянными членами клуба с момента открытия до закрытия в 1917 году: от отца поэта до его старшего сына. Зато у петербургского Английского клуба был своей "мем": Иван Андреевич Крылов, всегда лежащий на личном диване.
Портрет Ивана Андреевича Крылова работы Ивана Эггинка
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем