Авторы

Легенды замка Павла и призрак убитого императора

Читать на сайте radiosputnik.ru
Легенды утверждают, что ночью по Михайловскому дворцу бродит призрак убитого императора. Некоторые из этих фантазий описал Н.С. Лесков в рассказе "Привидение в Инженерном замке". Да и сегодня фантазеров хватает...
Символ, объединивший русскую нацию после Смуты
В этот день, …лет назад
Девятого марта 1797 года в Санкт-Петербурге состоялась церемония закладки Михайловского замка. Позднее дворец назывался Инженерным: в нем располагалось военное инженерное училище.
Павел Петрович еще в молодости мечтал построить для себя парадный и неприступный дворец-замок в Петербурге. Рассматривалось много проектов. В итоге Павел утвердил архитектурное решение Василия Ивановича Баженова, а строительством руководил придворный зодчий Винченцо Бренна. И замок действительно первоначально был окружен со всех сторон рвами с водой, подъемными мостами, брустверами, чугунными решетками. От кого, интересно, Павел хотел укрыться? Впрочем, все равно из этой затеи ничего не вышло. Рвы и подъемные мосты ни от чего не спасли – императора убили люди из его ближайшего окружения.
А до этого на месте замка располагался царский Летний дворец, в котором Екатерина II и произвела на свет своего сына Павла.
С Михайловским замком, который Павел очень любил, связано множество легенд. Первая – с его названием. Якобы у Летнего дворца стоял на страже часовой, и однажды в полночь ему явился ангел, который повелел передать императору, что старый Летний дворец следует разобрать, а на его месте воздвигнуть новый и назвать его именем архангела Михаила. Солдат передал Павлу это небесное поручение, на что тот сказал: "Я знаю. Воля его будет исполнена".
Еще одна легенда гласит, что будто бы однажды, пребывая в унылом расположении духа и меланхолическом раздумье, Павел сказал окружающим: "Я бы хотел умереть там, где родился"…
И он действительно умер на том же месте, где и родился. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года он был убит заговорщиками в Михайловском замке. Причем убийство произошло через 40 дней после новоселья...
Портрет цесаревича Павла Петровича
Строительство замка проводилось в большой спешке, днем и ночью: Павел Петрович всегда был нетерпелив, подгонял своих подчиненных, руководивших строительством. Не хватало строительных материалов. Ничего! Из закрытого Таврического дворца привезли наборный паркет, а также статуи, картины, мебель. Павел, с неприязнью относившийся к Потемкину, отдал его дворец под казармы Конногвардейского полка. А еще в ход пошли камни и мрамор строившегося в то время Исаакиевского собора.
Оттуда привезли и главные Воскресенские ворота, во фриз которых были вмонтированы медные буквы. Надпись гласила (в старой орфографии): "Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней". Это измененная цитата из Псалма 92: "Дому твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний". Ходили слухи, что незадолго до убийства Павла петербургская юродивая предрекла императору столько лет жизни, сколько букв в этой надписи. А их всего 47. Однако легенда не совсем точна: Павел Петрович прожил полных 46 лет. Он был убит на 47-м году.
А после революции надпись с ворот исчезла. От нее остались только черные точки на месте крепления букв. Ныне ее восстановили.
Император предчувствовал свою гибель. Камергер князь Сергей Михайлович Голицын вспоминал: "Ужин, как обыкновенно, кончился в половине десятого. Заведено было, что все выходили в другую комнату и прощались с государем, который в 10 часов бывал уже в постели. В этот вечер он также вышел в другую комнату, но ни с кем не простился и сказал только: "Чему быть, тому не миновать". Вот какое предчувствие имел император Павел".
Еще несколько мемуаристов рассказывают, что тем же вечером Павел долго беседовал с Михаилом Илларионовичем Кутузовым. Разговор зашел между прочим и о смерти. "На тот свет идтить – не котомки шить", – сказал Павел полководцу. "Кутузов не был посвящен в заговор", – отмечает генерал от инфантерии граф Александр Федорович Ланжерон. В своих "Записках" он передает рассказ Кутузова: "После ужина Император взглянул на себя в зеркало, имевшее недостаток и делавшее лица кривыми. Он посмеялся над этим и сказал мне: "Посмотрите, какое смешное зеркало, я вижу себя в нем с шеей на сторону". Это было за полтора часа до его кончины". Как известно, заговорщики сначала оглушили Павла ударом золотой табакерки, а потом задушили офицерским шарфом.
Еще одна легенда Михайловского замка утверждает, что ночью по его залам и коридорам до сих бродит призрак убитого императора. Его якобы множество раз видели часовые. Прохожие иногда замечали в окнах замка какую-то светящуюся фигуру. Да и сегодня таких фантазеров хватает...
Некоторые из этих фантазий описал еще Николай Семенович Лесков в рассказе "Привидение в Инженерном замке". Там, правда, все разъяснилось самым естественным образом – это были шалости кадетов Николаевского инженерного училища, которые не имели никакого отношения к привидениям и прочим потусторонним силам. И жаль, что уже нельзя спросить у виновника этой истории кадета "К-дина", как его представляет Лесков: а какого черта он хватал за нос лежащего в гробу генерала Ламновского, строгого училищного начальника? Хотел похвастаться удальством перед товарищами? Странный, конечно, способ...
Инженерный (Михайловский) замок (филиал Русского музея)
Теперь насчет необычного цвета Михайловского замка. Согласно очередной легенде, во время бала придворная фрейлина, а по совместительству фаворитка императора Павла, Анна Лопухина обронила перчатку. Многие из кавалеров бросились ее поднимать, однако самым ловким оказался Павел I. Он поднял перчатку и обратил внимание на ее необычный розовато-желто-оранжевый цвет. Хотя тогда носили в основном белые перчатки. Немного подумав, император-рыцарь приказал передать диковинную перчатку архитектору В. Бренне в качестве образца для колора внешних стен дворца.
Впрочем, в те времена было много диковинных названий цветов и оттенков. Например, "цвет бедра испуганной нимфы"; "лягушка в обмороке"; "сюрприз дофина"; "испуганная мышь"; "маркиза Помпадур"; "цвет блохи, упавшей в обморок"; "дети Эдуарда"; "последний вздох жако"; "цвет влюбленной жабы"; "цвет медвежьего ушка" или, наконец, "цвет московского пожара" – давленая брусника и "цвет паука, замышляющего преступление". Это – темный оттенок серого без всякого намека на криминал...
Михайловский замок был торжественно освящен 21 (8) ноября 1800 года, в День святого архангела Михаила, но работы по его внутреннему убранству еще продолжались до марта 1801 года. В замке ощущалась сырость, от каминов и зажженных свечей в комнатах стоял туман. Многие помещения были недоделаны, стояли пустые и погруженные во мрак. В коридорах гуляли сквозняки. Ни дать, ни взять – декорации для современного хоррора!..
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Призрак Павла в замке Михаила: неосторожное слово убивает
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем