Авторы

Женщина в небе: пускать или не пускать?

Читать на сайте radiosputnik.ru
Пристала – "дай да дай порулить". Он дал. Она хотела покататься по аэродрому, но машина нечаянно взлетела. Ей понравилось. Через 10 месяцев, 8 марта 1910 года, она получила лицензию на управление аэропланом. Это была первая женщина-пилот, 23-летняя актриса Элиз Дерош.
Француженка оказалась на редкость отчаянной. Поступила в летающий цирк и гастролировала по Европе. В первый раз покалечилась в первый же год – не сумела посадить аэроплан, сломала обе ноги, получила тяжелое сотрясение мозга. Через два года ее снова увидели в небе. До новой катастрофы. Опять поломки-починки конечностей и опять в полет. Долетела и до России.
Долеталась-допрыгалась…
Русские гастроли стали самыми трудными, судя по воспоминаниям Дерош. Во-первых, дали маленькое летное поле. Во-вторых, на высоте 150 м дым от фабричной трубы по соседству перекрыл всякую видимость. Летчица сделала три круга над трибунами и потеряла пятачок земли под собой. Сердце колотилось – снизу на нее смотрел русский император. Элиз собралась и аккуратно спланировала при выключенном моторе. Ее мастерство было вполне мужским. Дерош легко побивала женские рекорды высоты и продолжительности полета, но в аварии попадала чаще, чем другие. В 1919-м взялась тестировать новый французский самолет "Кодрон" и разбилась окончательно. С точки зрения коллег-мужчин, незачем красивой девушке было идти в авиацию. Осталась бы актрисой – прожила бы дольше.
Аэроплан братьев Райт "Флайер-1" использовал схему "утка"
Счастливый билет
Сто лет назад их называли авиатриссами – сегодня это женщина-пилот. Отношение мужчин к ним почти не изменилось. "Это трудная и не нужная женщинам профессия", – говорит генеральный директор ассоциации "Аэропорт" Виктор Горбачев:
«
"Современные самолеты, наверное, легче в управлении, чем воздушные суда прошлого столетия: нет штурвала, управление джойстиками, напряга меньше. Но есть особая сложность: увеличение стрессовых ситуаций. Может отказать техника, и тогда надо быстро принять правильное решение или применить какое-то силовое физические воздействие. Плюс радиоактивное облучение, совершенно необязательное для женского организма: полеты происходят на высоте 10-15 тыс. м, там все другое, в том числе и действие радиации".
Сегодня гражданских и военных женщин-пилотов можно пересчитать по пальцам, как сказал Виктор Горбачев. Есть они и в России. Появились одновременно с Элиз Дерош. Одна из русских авиатрисс почти точно повторила судьбу француженки, только со счастливым концом. 20-летняя Любовь Голанчикова сначала тоже была актрисой, потом дипломированной летчицей, потом, еще до Первой мировой, женой немецкого авиаконструктора Антона Фоккера и испытательницей истребителей на его заводе. После революции учила летать красноармейцев, пока не эмигрировала в США. Ей повезло не только ни разу не разбиться, но и дожить до полета Гагарина.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем