Есть замечательная русская поговорка: "простота хуже воровства". И она удивительно точно накладывается на то, что ныне происходит в эстонской внешней политике, в особенности в части взаимоотношений балтийской республики с Россией.
Считанные дни назад эстонские парламентарии выступили закоперщиками введения Европейским союзом новых санкций против своего восточного соседа. Затем министерство иностранных дел Эстонии заявило о высылке из страны одного из российских дипломатов, потом целый ряд политиков с мягким местным акцентом пропели ритуальную песню о восточном медведе и политике силы, которые он якобы только и понимает.
И вдруг мгновенная перемена декораций, иная фоновая музыка, и уже звучат свирели, поют птицы и на авансцене в голубом появляется министр иностранных дел Эва-Мария Лийметс. Широко улыбаясь, поправляя непослушную прядку волос и, кажется, даже подмигивая, она на "голубом глазу" предлагает России срочно, просто сию минуту, проявить добрую волю и ратифицировать пограничный договор между двумя странами.
История этого документа столь интересна, что заслуживает отдельного рассказа. Переговоры по заключению соглашения о границе между Эстонией и Россией начались еще в апреле 1992 года. Договоры о российско-эстонской госгранице и о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах были парафированы в марте 1999 года. В мае 2005 года они были подписаны обеими сторонами. Но эстонский парламент при ратификации включил в документы положения, которые не были предусмотрены первоначальным текстом – преамбулу, содержащую ссылки на утративший силу Тартуский мирный договор 1920 года между Эстонией и Советской Россией. Москва расценила это как возможность предъявлять в будущем территориальные претензии к России, и подпись РФ под договором была отозвана.
По прошествии девяти лет к теме вернулись вновь. И 18 февраля 2014 года главы МИД России и Эстонии – Сергей Лавров и Урмас Паэт – подписали в Москве договоры о российско-эстонской государственной границе и разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах.
Однако эти документы до сих пор не ратифицированы парламентами Эстонии и России, а значит, не вступили в силу. И хотя абсолютно очевидно, что, подписав их, оба государства разрешат давнюю проблему, значительно омрачающую их двухсторонние отношения, прогресса в этом отношении пока ждать не приходится.
Скорее всего, дело сдвинется с мертвой точки только в случае общих подвижек в межгосударственных отношениях в сторону их улучшения. И об этом открытым текстом не раз заявлял министр иностранных дел России Сергей Лавров. Подвижек к улучшению не предвидится, во всяком случае, со стороны Эстонии, но ее руководству почему-то кажется, что Россия все-таки должна пойти им на уступки. Ну это, как блондинка, усевшись за руль автомобиля, считает, что ей все должны уступать дорогу.
К голосу министра иностранных дел на днях присоединилась президент страны Керсти Кальюлайд. Она совместно с пограничниками дефилировала на лыжах вдоль участка восточной границы, смотрела в сторону России, а вернувшись в Таллин заявила: "Я одна из тех, кто всегда думал, что важно заключить пограничный договор, но и другая сторона должна быть к этому готова".
Что служит основой для подобной самоуверенности, история и Россия умалчивают. И в завершение, для поднятия настроения добавлю буквально один факт, но он нужен для правильной постановки диагноза. Некто по имени Харри Кивило предложил России заплатить Эстонской республике за правобережное Принаровье с Ивангородом и Печорский район Псковской области, которые и без того входят в состав России. И тогда, как считает Кивило, будет между нашими странами "тишь да гладь, да Божья благодать". На этом занавес закрывается, пора вызывать скорую помощь.
Автор Николай Николаев, радио Sputnik, Эстония
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.