Авторы

Ермак из Ньюкасла: как англичане сделали Арктику русской

Читать на сайте radiosputnik.ru
Сначала его называли бесполезной сосулькой, которую тащат 10 тыс. лошадей. Потом восхищались его рекордами. 21 февраля 1899 года из английской верфи в Ньюкасле-на-Тайне в российский Кронштадт отправился первый в мире арктический ледокол "Ермак".
Он прослужил 64 года. Совершил три арктические экспедиции, "пахал" на Балтике, участвовал в двух мировых войнах. В начале 1960-х дедушку ледокольного флота "отправили на иголки", как говорят моряки. Разрезать на металлолом оказалось дешевле, чем содержать на почетной вечной стоянке. "Ермак" был изначально дорогим проектом.
Зачет с третьей попытки
Строить ледокол для Арктики предложил адмирал Степан Макаров. У него была идея: "К Северному полюсу напролом!" Россия объявила тендер – откликнулись три фирмы: шведская, немецкая и английская. Немцы и шведы запросили космические суммы и обещали построить за год. Англичане говорили, что уложатся в 10 месяцев за 1,5 млн золотых рублей. В мае 1899-го "Ермак" ушел в Арктику. И почти сразу вернулся. Потерял во льдах лопасть носового винта, обшивка дала течь. В Ньюкасле-на-Тайне провели гарантийный ремонт, но и вторая попытка штурма не удалась. Снова распоротый льдами корпус. Русские газеты набросились на "Ермака" с критикой: она была такой нервной, что за ледокол в конце концов вступилась "мировая прогрессивная общественность". Знаменитый норвежский полярник Нансен потребовал прекратить ругать судно. С третьей попытки оно получилось безупречным. 97 м в длину, цистерны для устойчивости (новинка!), 44 водонепроницаемых отсека и двойные иллюминаторы для теплоизоляции. До 1917 года, пока Россия не построила ледокол "Святогор", "Ермак" оставался единственным в мире арктическим.
Вертолет вылетает с борта ледокола "Ермак" на разведку ледовой обстановки в Карском море.
Ты просто космос!..
Свой самый знаменитый рекорд "Ермак" установил в 1938 году: подошел к Северному полюсу на расстояние 420 миль. Рассказывая об этом, историк флота Никита Кузнецов напомнил:
«
"В 1899 году такой ледокол был все равно что космический корабль или даже целая космическая станция – по дороговизне, по сложности обслуживания и по тому, как за него боялись. Когда, например, зашла речь о поисках пропавшей полярной экспедиции барона Толля, это примерно 1902-1903-й год, то сначала хотели послать ледокол "Ермак", но от идеи быстро отказались: этим судном старались лишний раз не рисковать".
Первый в мире атомный ледокол "Ленин" во льдах Арктики
Спасателем "Ермак" все-таки работал. Стаскивал с камней броненосцы, вывозил рыбаков с унесенных в открытый океан льдин. На ледоколе был установлен "беспроволочный телеграф", как тогда называли радио. И "Ермак" стал первым кораблем в истории, который начал принимать сигналы бедствия по радио. Последний подвиг он совершил почти перед списанием: в 1956 году провел по Арктике караван из 67 судов! Но через три года в СССР построили первый в мире атомный ледокол, и рекорды "Ермака" быстро потускнели.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем