Символ, объединивший русскую нацию после Смуты

Царь Михаил Федорович – это символ, который в те годы был необходим для объединения нации и становления державы после Смутных времен. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Двадцать первого февраля (по старому стилю) 1613 года Земским собором был избран на царство Михаил Федорович Романов.
Народное ополчение, освободив Москву от польско-литовских оккупантов и собственных воров – "семибоярщины", должно было ознаменовать победу и завершить Смутное время избранием царя на пустовавший престол. Для этого князь Дмитрий Пожарский призвал в столицу по десять выборных от каждого города. Всех подписей под грамотой избрания Михаила Федоровича – 277. Из них половина принадлежала боярам и служилым чинам, остальные – духовенству и городским сословиям.
Репродукция картины Эрнста Лисснера "Изгнание поляков из Кремля"
Собор сразу отказался от кандидатур польского царевича Владислава, шведского принца Карла Филиппа и Марины Мнишек, а постановил "выбирать из московских и русских родов": "А Литовского и Свийского короля и их детей, за их многие неправды... на московское государство не обирать, и Маринки с сыном не хотеть". Это, конечно, было логично: Россия уже столько натерпелась от иноземных интервентов. К тому же они неизбежно стали бы проводить пропольскую или прошведскую политику.
И если решение об иноземцах было единогласным, то относительно русских кандидатур поначалу была полнейшая разноголосица. Земский собор распался на партии и, по выражению летописца, "на многие дни бысть собрания людям, дела же утвердить не могут и всуе мечутся".
Наконец какой-то дворянин из Галича выступил на соборе и высказал мнение, что ближе всех по родству к угасшей династии Рюриковичей стоят Романовы. Он даже зачитал выпись о том, что последний царь из Дома Рюрика – Федор – завещал престол Федору Никитичу Романову, то есть отцу Михаила – будущему патриарху Филарету.
Патриарх Филарет (1619-1633)
Историк Костомаров писал: "Не было тогда никого милее народу русскому, как род Романовых. Уж издавна он был в любви народной. Была добрая память о первой супруге Ивана Васильевича (Грозного), Анастасии, которую народ за ее добродетели почитал чуть ли не святою".
Впоследствии некоторые историки утверждали, что это де выдумка романовской партии. Но в исторической ретроспективе это не столь уж и важно, поскольку галицкого дворянина поддержало большинство, в том числе казаки, и эта поддержка в конечном счете решила прения в пользу Романовых. По воспоминаниям очевидца, "бояре тянули время на соборе, стремясь решить вопрос о царе "втаи" от казаков и дожидаясь их выезда из Москвы. Но те не только не уезжали, но вели себя активней. Однажды, посоветовавшись "всем казацким воинством", они послали до пятисот человек к крутицкому митрополиту. Насильно, выломав ворота, ворвались к нему во двор и "грубными словесами" потребовали: "Дай нам, митрополит, царя государя на Россию, кому нам поклонитися и служити""…
В города и веси страны были отправлены люди, чтобы узнать народное мнение. Посланные вернулись с известием, что почти у всех одна мысль: "быть государем Михаилу Федоровичу Романову, а опричь его никого на государство не хотети".
Памятник ополченцу эпохи Смуты в Ивановской области.
В первое воскресенье Великого поста, 21 февраля 1613 года, состоялись окончательные выборы. В Москве собралось множество представителей земли: дворян, духовных лиц, посадских людей и даже государственных крестьян. Кремлевский дворец был переполнен. Каждый выборный чин подал письменное мнение: во всех записках значилось одно имя – Михаила Федоровича. И народ не расходился до тех пор, пока Земский собор окончательно не проголосовал за Михаила Романова...
Пережив трагедию Смутного времени, народ все чаше вспоминал о старых законных царях. Вспоминались блеск и величие царской власти при Иване Грозном, военные победы, внутренняя стабильность. Причем вопреки последующим интерпретациям современники вовсе не считали Ивана Васильевича тираном, а называли его справедливым, мудрым и могущественным царем. И отблеск этого могущества лег теперь на чело 16-летнего Михаила, который, как вы сами понимаете, по малолетству ни в коей мере не мог быть сколько-нибудь значимой государственной фигурой. Но царь Михаил Федорович – это символ, который в те годы был необходим для объединения нации и становления державы после Смутных времен.
Ипатьевский монастырь, Кострома
Михаил Романов с матерью в дни выборов находился в костромском Ипатьевском монастыре. Там он едва не подвергся нападению поляков.
Польские воеводы заблаговременно узнали об избрании Михаила Федоровича на престол и решили захватить его в плен. Но крестьянин села Домнино Иван Сусанин спас юного царя ценой собственной жизни.
Поляки захватили Сусанина и велели привести их к Михаилу Романову. Сусанин нарочно водил польский отряд по болотам и лесам всю ночь и утро следующего дня. В конце концов поляки догадались, что Иван Сусанин водил их, как говорится, "за нос". Они стали пытать его и допрашивать о местопребывании Михаила Федоровича. В летописи тех лет говорится: "Про то, где царь ведая и терпя непомерные пытки, Сусанин ничего не сказал и был изрублен польско-литовскими людьми в селе Исупове"...
Этот подвиг простого русского крестьянина стал последним аккордом истории избрания Михаила Федоровича Романова на царство. Смута в Русском государстве окончилась...
В этом выпуске вы также услышите:
– "Княжна Тараканова".
– Почему Достоевский и Толстой так и не встретились?
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем