Авторы

Пистолет на тумбочке. Тайна гибели главы МВД СССР Пуго и его жены

Читать на сайте radiosputnik.ru
Борис Карлович Пуго сделал блистательную карьеру в Советском Союзе. Но, как говорят его современники, вовсе не поэтому он страстно хотел предотвратить гибель страны, в которой прожил всю свою жизнь. Спасти страну он не смог. Но себя погубил ‒ а вместе с собой и горячо любимую жену.
"Не было бы расчленения". Жириновский о программе ГКЧП в 1991 году
Девятнадцатого февраля 1937 года родился Борис Карлович Пуго – предпоследний министр внутренних дел СССР, партийный деятель и участник ГКЧП. Он прошел все стадии советской политической карьеры сначала в Риге, потом в Москве ‒ от секретаря комсомольской организации завода до кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС и главы союзного министерства. Причем такого непростого как МВД. И, по воспоминаниям коллег, на каждом посту Пуго работал с предельной самоотдачей. Но в один трагический момент все пошло не так. Не только у него, но и у всего Советского Союза.
Политическая карьера
Борис Карлович родился в городе Калинин (сегодня Тверь) в семье партийного работника, участника Октябрьской революции и гражданской войны, "латышского стрелка" Карла Пуго. В конце 40-х Карл Янович с семьей возвращается в Ригу.
Латышский язык Борис Пуго знал, но, по воспоминаниям современников, говорил на нем неважно. Основным для него был русский ‒ все-таки детство провел в России. В школе, тем не менее, учился хорошо и затем поступил в Рижский политехнический институт, который закончил в 1960-м. Там же познакомился со своей будущей женой Валентиной. После института Пуго отправился работать по специальности на завод, довольно быстро стал секретарем комсомольской организации. Через некоторое время он попадает в райком комсомола, где и начинается его аппаратная карьера. К 1975 году Борис Пуго постепенно доходит до должности первого секретаря Рижского городского комитета ЦК КП Латвии.
Председатель комитета партийного контроля при ЦК КПСС Борис Пуго.
О дальнейшей карьере Пуго рассказывает доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей истории России СПбГУ Матвей Полынов:
«
"Затем Борис Карлович начинает работать в органах КГБ Латвийской ССР. Ему доверяет Андропов, про него узнает и генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. В общем, Пуго из тех, кого принято называть молодыми выдвиженцами. Андропов способствует назначению Пуго председателем КГБ республики. Таким образом он становится креатурой высших партийных органов КПСС. В 1984 году он занимает должность первого секретаря компартии союзной республики, это чрезвычайно важный пост".
С конца 80-х Борис Пуго уже в Москве: занимает разные должности в ЦК КПСС. В результате кадровых перестановок, которые проводил генеральный секретарь ЦК КПСС и президент СССР Михаил Горбачев, Пуго в конце 1990-го становится министром внутренних дел Советского Союза.
ГКЧП
Борис Карлович по праву считался одним из наиболее близких к президенту СССР министров. Что естественно: другого человека Михаил Горбачев никогда не выдвинул бы на ключевую должность главы союзного МВД.
И уже через девять месяцев после своего назначения Пуго вместе с другими ближайшими соратниками Горбачева входит в состав Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР), который формально отстранил от власти президента СССР и взял на себя всю ответственность за положение в стране.
Современники Пуго говорят, что он был искренне убежден: вышедшая из-под контроля "перестройка" грозит СССР распадом, поскольку видел, к чему привели первые ее результаты в Латвии – росту националистических и сепаратистских настроений. Желание обратить вспять эти процессы побудили Пуго примкнуть к ГКЧП, полагает Матвей Полынов.
«
"Мы можем только сказать, что Борис Карлович не являлся центральной фигурой ГКЧП и не принимал активного участия в его формировании. Но он, как и остальные участники, видел, что новый союзный договор станет тем документом, который приведет к распаду СССР. Достоверно установлено, что Пуго до вечера 18 августа 1991 года не был включен в процесс образования ГКЧП. В те дни он находился в отпуске, в Крыму. В Москву его вызвал председатель КГБ СССР Крючков и предложил войти в состав комитета. Пуго согласился, поскольку считал, что необходимо провести арест Ельцина и наиболее радикальных демократов. Но ГКЧП так никаких серьезных мер и не принял, что в итоге привело к самороспуску и проигрышу в борьбе за власть", – отметил доктор исторических наук.
Министр внутренних дел СССР Борис Карлович Пуго и вице-президент СССР Геннадий Иванович Янаев во время пресс-конференции членов государственного комитета по чрезвычайному положению. 19 августа 1991 года
Самоубийство
После провала ГКЧП Генеральная прокуратура СССР 21 августа 1991 года возбуждает уголовное дело по факту попытки государственного переворота. В тот же день появляется постановление об аресте бывших членов комитета. На следующий день Пуго приезжают арестовывать председатель КГБ РСФСР Виктор Иваненко и еще несколько должностных лиц.
В квартире бывшего главы МВД они обнаруживают два тела – самого Бориса Пуго и его жены с ранениями в голову. Впрочем, оказывается, что Валентина Пуго еще жива, ее немедленно отвозят в больницу, однако она скончалась на следующий день.
Александр Тизяков, Василий Стародубцев, Борис Пуго и Олег Бакланов, представитель МИД СССР во время пресс-конференции членов государственного комитета по чрезвычайному положению
Смерть Бориса Пуго выглядела как самоубийство, в прессе позже появились предсмертные записки супругов. Но вскоре многие начали сомневаться, и появилась версия об инсценировке самоубийства. Сомнения есть и у доктора исторических наук, профессора кафедры новейшей истории России СПбГУ Матвея Полынова.
«
"До сих пор невозможно достоверно ответить, что это было – самоубийство или это было хорошо подготовленным убийством. Причин для сомнений много. Например, тот факт, что пистолет, из которого застрелился сам Пуго, находился на тумбочке. Как это возможно?", – сказал Полынов.
Между тем, через два года после тех трагических событий СМИ сообщали со ссылкой на сына Бориса Карловича, что пистолет положил на тумбочку 90-летний тесть: "Дед взял у отца пистолет и положил его на тумбочку. И месяц об этом никому не говорил ‒ боялся".
Так оно было или как-то иначе, теперь уже спрашивать некого.
Автор Кирилл Бакеев, радио Sputnik
Историк: Язов никогда не терял веры в справедливость
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем