Вертолет приземлился на лужайке перед Белым домом. Постоял немного и улетел. Через 50 минут вернулся – только тогда по нему начали стрелять. 17 февраля 1974 года произошло то, что потом назвали "самым большим позором Секретной службы США".
Виновником происшествия был 20-летний ефрейтор Роберт Престон. Он угнал вертолет с базы Форт-Мид – почти из-под окон штаб-квартиры Агентства национальной безопасности. На президентскую лужайку сел в 21.30. Что делать дальше, придумал не сразу.
Стрелять или звонить?
У Роберта была обида на военное начальство. Его отчислили из летной школы. Он считал себя отличным пилотом и решил это доказать. Когда заходил на первую посадку у Белого дома, удивился: никто не пытается его остановить! Во время второго захода увидел автоматчиков. На земле рывком открыл дверь кабины, сгруппировался и нырнул под вертолет. Одну пулю все-таки поймал, остальные 69 были выпущены по его боевой машине. За свою выходку ефрейтор заплатил простреленной ногой, годом заключения и штрафом около $ 2,5 тыс. Престон ошибался, когда думал, что его первое появление на лужайке никто не заметил. Несколько человек из подразделения военизированной охраны засекли вертолет. Пока он стоял в темноте, они бегали звонить домой начальнику Секретной службы. Доложили об инциденте; спросили, что делать дальше. Телефонную трубку чуть не разорвало от крика на другом конце провода: "Стрелять!!!" Теперь охранники молились, чтобы вертолет "напал" на Белый дом снова. Он "напал" – они, наконец, отличились. Президент США Ричард Никсон этого "боя" не видел – он уже уехал из Белого дома в обычный дом: спать.
Президент США Ричард Никсон во время пресс-конференции в Вашингтоне. 30 апреля 1970
Наградить и арестовать
Посадить какой-то левый вертолет на южной лужайке Белого дома – это все равно что сесть без спросу где-нибудь в Тайницком саду внутри Московского Кремля. "Сегодня такое исключено, но и полвека назад подобные случаи – это нонсенс", – уверен военный аналитик Александр Жилин:
«
"Если мы говорим об объектах, на которые распространяется вся государственная система охраны, то при малейшем подозрении, что летательный аппарат или что-либо другое может нанести им ущерб, никто не церемонится: опасность нейтрализуется. Это не значит, что палить начинают уже на дальних подступах. Но если расстояние до объекта критическое, то, конечно, будет открыта стрельба на поражение".
© AP Photo / Pablo Martinez Monsivais
Сотрудник службы безопасности на южной лужайке Белого дома в Вашингтоне
"Случай на лужайке" в 1974 году был не единственным. В 1931-м закрытое воздушное пространство над резиденцией президента США нарушил автожир (предшественник вертолета). Оказалось, пилот участвовал в какой-то рекламной акции. Его не то что не наказали – ему даже вручили памятный приз. А в 2015-м с пилотом гирокоптера уже не церемонились, арестовали прямо в кабине. Но подлететь и сесть на лужайку почему-то все-таки дали.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.