Авторы

В тюрьму с простреленной ногой: не балуйся на лужайке президента

Читать на сайте radiosputnik.ru
Вертолет приземлился на лужайке перед Белым домом. Постоял немного и улетел. Через 50 минут вернулся – только тогда по нему начали стрелять. 17 февраля 1974 года произошло то, что потом назвали "самым большим позором Секретной службы США".
Виновником происшествия был 20-летний ефрейтор Роберт Престон. Он угнал вертолет с базы Форт-Мид – почти из-под окон штаб-квартиры Агентства национальной безопасности. На президентскую лужайку сел в 21.30. Что делать дальше, придумал не сразу.
Стрелять или звонить?
У Роберта была обида на военное начальство. Его отчислили из летной школы. Он считал себя отличным пилотом и решил это доказать. Когда заходил на первую посадку у Белого дома, удивился: никто не пытается его остановить! Во время второго захода увидел автоматчиков. На земле рывком открыл дверь кабины, сгруппировался и нырнул под вертолет. Одну пулю все-таки поймал, остальные 69 были выпущены по его боевой машине. За свою выходку ефрейтор заплатил простреленной ногой, годом заключения и штрафом около $ 2,5 тыс. Престон ошибался, когда думал, что его первое появление на лужайке никто не заметил. Несколько человек из подразделения военизированной охраны засекли вертолет. Пока он стоял в темноте, они бегали звонить домой начальнику Секретной службы. Доложили об инциденте; спросили, что делать дальше. Телефонную трубку чуть не разорвало от крика на другом конце провода: "Стрелять!!!" Теперь охранники молились, чтобы вертолет "напал" на Белый дом снова. Он "напал" – они, наконец, отличились. Президент США Ричард Никсон этого "боя" не видел – он уже уехал из Белого дома в обычный дом: спать.
Президент США Ричард Никсон во время пресс-конференции в Вашингтоне. 30 апреля 1970
Наградить и арестовать
Посадить какой-то левый вертолет на южной лужайке Белого дома – это все равно что сесть без спросу где-нибудь в Тайницком саду внутри Московского Кремля. "Сегодня такое исключено, но и полвека назад подобные случаи – это нонсенс", – уверен военный аналитик Александр Жилин:
«
"Если мы говорим об объектах, на которые распространяется вся государственная система охраны, то при малейшем подозрении, что летательный аппарат или что-либо другое может нанести им ущерб, никто не церемонится: опасность нейтрализуется. Это не значит, что палить начинают уже на дальних подступах. Но если расстояние до объекта критическое, то, конечно, будет открыта стрельба на поражение".
Сотрудник службы безопасности на южной лужайке Белого дома в Вашингтоне
"Случай на лужайке" в 1974 году был не единственным. В 1931-м закрытое воздушное пространство над резиденцией президента США нарушил автожир (предшественник вертолета). Оказалось, пилот участвовал в какой-то рекламной акции. Его не то что не наказали – ему даже вручили памятный приз. А в 2015-м с пилотом гирокоптера уже не церемонились, арестовали прямо в кабине. Но подлететь и сесть на лужайку почему-то все-таки дали.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем