Посмеяться над котиками, почистить трубы от засоров, испечь торт, послушать лекцию, посмотреть футбол или топовые интервью известного журналиста. Все это можно сделать, открыв YouTube. Легендарный видеохостинг появился 16 лет назад и изменил мир.
Домен youtube.com был зарегистрирован 14 февраля 2005 года. Создатели сервиса хотели, чтобы в интернете появилось место, куда можно загружать видеоролики, а затем обмениваться ссылками с друзьями. И 23 апреля того же года на сайте появился первый контент. Один из создателей YouTube Джавед Карим выложил видео "Я в зоопарке". В течение 18 секунд он стоит около вольера со слонами и рассказывает, что самая классная вещь в этих парнях – это их хоботы. За 16 лет данный сюжет посмотрели более 150 миллионов раз.
От котиков до замены телевидению
YouTube за эти годы прошел несколько трансформаций. Смешные короткие ролики. Пиратские фильмы и клипы. Видеоинструкции обо всем – от рецептов и способов быстрой уборки до ремонта квартиры под ключ. Прохождение уровней в видеоиграх. Обзоры телефонов и другой техники, распаковка игрушек. Юмористические шоу. Это только часть контента, который был популярен в то или иное время.
Приложение Youtube на экране смартфона
Эта площадка доказала, что любой человек может стать звездой, если начнет что-то снимать. Ему не обязательно быть слишком умным или слишком красивым, главное ‒ предоставлять аудитории уникальный контент, который она хочет увидеть. Блогеры стали популярными настолько, что их начали приглашать наравне с дипломированными экспертами на интервью в газеты, в эфиры радиостанций и телеканалов. Кстати, этот видеохостинг стал серьезным конкурентом традиционному телевидению и его тоже заставил трансформироваться, отмечает журналист, YouTube-блогер Антон Логвинов.
«
"Сейчас, фактически, YouTube – это современный телевизор. YouTube прекрасен тем, что это символ интернета. Там есть все: наука, как что-то сделать своими руками, чья-то история, обсуждение проблем общества. Бесконечное количество интересов", – сказал Антон Логвинов радио Sputnik.
Видеохостинг Youtube на экране ноутбука
Обозреватель Computer Reseller News, IT-журналист Александр Маляревский полагает, что телевидению бессмысленно конкурировать с YouTube.
«
"ТВ-каналы уже и не пытаются, а интегрируют свой контент в формат видеохостинга. YouTube – прекрасная площадка для новых медиа, прежде всего, для видеоблогеров", – сказал эксперт радио Sputnik.
По его словам, хотя YouTube всегда был и остается сайтом для размещения видео, это не основная его функция.
«
"Для нас важнее, что это огромная площадка для общения, одна из крупнейших и одна из наиболее известных. Сюда люди приходят общаться, взаимодействуя через видеоконтент, причем как с ведущими, интервьюерами, журналистами и блогерами, так и с давно ушедшими режиссерами, например", – добавил Александр Маляревский.
YouTube изменил информационную и развлекательную сферы. В ожидании релиза фильма или альбома популярной группы человек заходит на видеохостинг и смотрит трейлер. То же самое и с крупными событиями, их анонсы многим быстрее и удобнее посмотреть в видеоформате, нежели прочитать текст. Кто-то открывает сайт в образовательных целях, чтобы, например, посмотреть наглядную лекцию о каком-нибудь законе физики. Скоротать время в пробке – тоже с помощью YouTube.
И еще один важный факт – видеохостинг дал возможность авторам роликов зарабатывать миллионы, а крупные компании подстегнул к работе в новых форматах.
Когда его не станет
Если представить, что YouTube когда-нибудь заблокируют, каким будет мир без него? Антон Логвинов надеется, что до этого не дойдет.
«
"Я не представляю себе жизни без YouTube. Думаю, и миллионы пользователей – тоже. Именно поэтому его до сих пор не заблокировали. Будут пытаться создавать альтернативные площадки. Но это во многом недосягаемая величина", – сказал он.
Александр Маляревский считает, что технически блокировка YouTube возможна, но для национальной интернет-аудитории это не пойдет на пользу.
«
"YouTube построен на UCG (User Generated Content – содержимое, создаваемое пользователями). Мы ходим туда за миллионами единиц видеоконтента, сделанного россиянами и для россиян. А системы автоматического перевода делают доступными – пусть с некоторыми ограничениями – контент на других языках, от английского и китайского до хинди и финского. Не говоря уже о том, что есть множество разных типов контента, которые не требуют перевода: спортивные трансляции, показы мод и так далее", – отметил он.
© Depositphotos.com / alexey_boldin
Логотип YouTube
Альтернативу самому известному видеохостингу создать можно, но вряд ли это будет целесообразно, полагает эксперт.
«
"Накопление контента и аудитории, разворачивание инструментов для бизнеса (от телеканалов и рекламодателей до блогеров и компаний), популяризация новой площадки займет годы и потребует миллиардов… Причем огромные затраты ресурсов окажутся непроизводительны. Например, глобальные спортивные трансляции и парижские показы мод не придут на новый ресурс", – считает Александр Маляревский.
В то же время это не означает, что YouTube должен быть монополистом. У него и сейчас есть конкуренты в разных нишах, которые довольно востребованы. Точно так же нельзя говорить, что на YouTube развитие видеосервисов остановилось.
«
"Прекрасный пример нового формата – TikTok, который тоже "про видео", но построен на совершенно иной парадигме. Блокировка YouTube приведет к необходимости "создавать старое", а пример с TikTok прекрасно показывает, что нужно – и можно создавать новое", – заключил Александр Маляревский.
Автор Мила Журавлева, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.