Авторы

Из чекистов – в налетчики: форму можно не менять

Читать на сайте radiosputnik.ru
Надоело ночевать на вокзалах – решил навестить знакомую проститутку. Взял гитару, купил водки, позвонил в дверь. Вошел и сразу упал. 13 февраля 1923 года в Петрограде был застрелен бандит-налетчик Ленька Пантелеев.
В воровской среде ему дали кличку "Фартовый". Считали неуловимым. Видимо, он и сам в это поверил. Знал ведь, что обложили все "малины", что на его "конспиративных" квартирах устроены засады. И все равно поплелся в женскую постель. Пантелеев был уверен: женщины, которым он дарит свою любовь, его не сдадут. Был бы умнее – прожил бы больше, чем 21 год.
Карьера гопника
Поначалу Леньке везло. Он убегал то от погони, то из-под стражи, а разок даже из тюрьмы: подкупил надзирателя, и тот в нужный момент вырубил свет. Социальные маргиналы слагали о нем легенды, как о Робин Гуде. Да, он грабил состоятельных людей. Но кого еще грабить в стране, которая только-только вышла из Гражданской войны и перебивается с хлеба на воду? Никаким бедным Ленька ничего не давал. Напротив, постоянно впадал в депрессию: у населения мало чем можно поживиться. Досада и злость быстро привели к тому, что грабитель начал убивать. При налете на квартиру малейшее движение хозяев пресекалось пулей. А потом еще и мнительность заела: идет Ленька по улице – за ним какой-то матрос. Обернулся, выстрелил в него, пошел дальше. Вот и весь романтизм.
Труп на выставке
В бандиты Пантелеев попал из ЧК. Чекистом служил недолго. В Леньке заподозрили соучастника налета, который он же должен был расследовать. Его уволили. Но он успел узнать, как быстро открывают двери человеку в форме. Притом в любое время суток. В 20-е годы обыски (хоть ЧК, хоть ГПУ) были обычным делом. И это удачно совпало с одной уголовной традицией. Рассказывает историк, журналист Алексей Кузнецов:
«
"Ничего нового Ленька не изобрел. Это старый уголовный прием, называется "разгон", когда грабители действуют под видом неких уполномоченных лиц. Особенность времени заключалась в том, что обыватели были напуганы, никто двери бы на стук не открыл, но ЧК и ГПУ уже приобрели определенную репутацию. А главное, это был период активного переселения и подселения. Квартиры, которые раньше принадлежали зажиточным горожанам, превращались в коммуналки: в них проживала масса самого разного народа, и наружные двери часто вообще не были закрыты. Проблема проникнуть в помещение решалась гораздо проще, чем при царизме".
Банда Пантелеева орудовала 11 месяцев. Успела навести столько страху, что когда объявили об убийстве Леньки, никто не поверил. Налеты на квартиры продолжались, и кое-кто из бандитов имел наглость говорить жильцам: я Ленька Пантелеев. Считалось, что после этих слов люди будут падать в обморок. Петроградским властям пришлось выставить труп Леньки в морге на всеобщее обозрение. Его лицо постарались привести в порядок, даже глаза раскрыли. Но он все равно так себе выглядел.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем