Авторы

Сказки Андерсон. Как психически больная женщина стала княжной Анастасией

Читать на сайте radiosputnik.ru
Все началось с попытки самоубийства: девушка хотела прыгнуть с моста в Берлине. Полицейский остановил ее. Через несколько лет дама заявила, что она – чудом спасшаяся от расстрела дочь русского императора, Анастасия.
"Веселая царица была Елисавет"
Анна Андерсон была самой успешной и известной авантюристкой, которая выдавала себя за великую княжну. Затеянные ею суды длились долго, влетели в копеечку родственникам Романовых, но так и не смогли дать внятный ответ: является ли она членом императорской семьи или нет. 12 февраля 1984 года Андерсон скончалась, и только после ее смерти удалось установить, что никакой Анастасией она не являлась. Кстати, Анной – тоже. Это была уроженка Польши Франциска Шанцковска. Во время работы на заводе химических веществ в Берлине женщина получила серьезную травму, которая сказалась на ее психическом здоровье. Лечение в специализированных клиниках не помогло ей полностью исцелиться.
Неудавшееся самоубийство
Многие и в России, и за границей не хотели верить в то, что большевики расстреляли всю царскую семью в ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге. Самозванцы разного рода подпитывали эту надежду на спасение. По Европе ходили и Ольги, и Татьяны, и Марии, и даже цесаревич Алексей. Но почему-то было особенно много младших сестер – Анастасий.
«
Анна Андерсон 17 февраля 1920 года пыталась броситься с моста в Берлине, дежурившему там полицейскому удалось спасти девушку. А через несколько лет она объявила себя Анастасией. Свой поступок той зимней ночью она объяснила так: мол, приехала в Германию, чтобы найти родственников, а конкретно – тетю Ирен (принцессу Гессенскую), которая была сестрой императрицы Александры Федоровны. Пришла во дворец, но там ее отвергли. От безысходности "княжна" и решила покончить с собой, так как не знала, куда ей податься. "Можете вы понять, что значит вдруг осознать, что все потеряно и ты одна на свете? Можете вы понять, почему я сделала то, что сделала? Я не понимала, что я делала", – говорила Анна Андерсон.
Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия
Что касается ночи расстрела, самозванка заявила, что ей удалось спрятаться за спиной сестры, а потом нашелся тот, кто сжалился над княжной:
«
"Да, я была вместе со всеми в ночь убийства, и, когда началась резня, я спряталась за спиной моей сестры Татьяны, которая была убита выстрелом. Я же потеряла сознание от нескольких ударов. Когда я пришла в себя, то обнаружила, что нахожусь в доме какого-то солдата, спасшего меня. Кстати, в Румынию я отправилась с его женой и, когда она умерла, решила пробираться в Германию в одиночку. Я опасалась преследования и потому решила не открываться никому и самой зарабатывать на жизнь. У меня совершенно не было денег, но были кое-какие драгоценности. Мне удалось их продать, и с этими деньгами я смогла приехать сюда".
Лечение
После попытки самоубийства полицейские передали Анну медикам. Врачи, обнаружив у девушки истощение и склонность к меланхолии, отправили ее в психиатрическую клинику в Дальдорфе, где та провела почти два года. Никаких документов у Анны не было. Она мало общалась с соседками по палате и персоналом. Не называла имени, возраста и вообще предпочитала не распространяться о себе. Но в ее речи заметили восточный акцент и предположили, что Анна родом из Польши. Некоторые очевидцы рассказывали, что она понимала русский язык, другие заявляли, что девушка отлично на нем говорила, как на родном. Кроме того, знала географию России и политическую ситуацию в стране.
Не исключено, что к мысли представиться великой княжной Анну подтолкнула соседка по палате – Мария Пойтерт, страдавшая манией преследования. Пациентки рассматривали "Берлинскую иллюстрированную газету" с фотографией царской семьи и заголовком "Одна из царских дочерей жива?" Мария высказала предположение, что Анна внешне очень похожа на девушек на иллюстрации. В ответ получила: "Молчи!"
Опознание
Мария Пойтерт выписалась из клиники в январе 1922 года и попыталась найти доказательства того, что ее соседка по палате – одна из дочерей Николая II.
Разыскала бывшего капитана императорского кирасирского полка Швабе, привела его в клинику. Мужчина показал Андерсон фотографию вдовствующей императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III, которая жила в Дании. По его словам, "княжна" родственницу не узнала. Однако самозванка утверждала, что впервые забыла об осторожности, увидев карточку, и воскликнула: "Это моя бабушка".
Фотографии из архива семьи Романовых
Сама "бабушка" не увидела в фотографии Андерсон сходства с внучками. Швабе продолжал сомневаться и пригласил в клинику приятельницу императрицы Александры Федоровны Зинаиду Толстую. Та признала в пациентке княжну. Сказала, что, вероятнее всего, это Татьяна. Затем женщина умоляла сестер Николая II признать "племянницу", но получила отказ.
Эмигрантская среда с благодарностью впитала легенду о спасшейся Анастасии. У Андерсон не было отбоя от посетителей. Одни находили в ней черты княжон и удивлялись мелким подробностям, которые она рассказывала. Другие пытались разоблачить авантюристку.
Эпопея длилась много лет. Некоторые члены семьи Романовых были преданными сторонниками Андерсон. В частности, Великий князь Андрей Владимирович, внук Александра II, и Ксения Георгиевна, правнучка Николая I. Сестра Николая II Ольга Александровна переписывалась с "племянницей" и однажды встретилась с ней, после чего удостоверилась: эта женщина не может быть Анастасией. Больше всего Ольгу насторожило, что Андерсон говорила по-немецки, но не пользовалась ни русским, ни английским. Хотя последние два языка царские дочери знали практически с рождения, а немецкий, по ее словам, никто в семье не учил.
Суд и разоблачение
В 1928 году Анна переехала в США. А в 1938 году начался суд между ней и Романовыми. Андерсон боролась за наследство. Процессов было несколько, они растянулись почти на 40 лет. В 1977 году судьи постановили: нет достаточных оснований, чтобы эта женщина претендовала на наследство, точно так же невозможно подтвердить, что Анастасией она не является.
Родственник российской императорской фамилии лорд Луис Маунтбеттен (племянник супруги императора Николая II Александры Федоровны) 11 марта 1975 года писал своему знакомому Вудкок-Кларку:
«
"Не может быть никаких сомнений в том, что моя двоюродная сестра, великая княжна российская Анастасия, была убита вместе с остальными членами ее семьи, хотя в ее случае смерть наступила не сразу, ее убили ударами штыков. Этот вопрос вызвал долгие и дорогостоящие судебные тяжбы, но в конце концов Апелляционный суд Германии постановил, что, вне всяких сомнений, польская сельхозработница, принявшая имя Анна Андерсон, не была ни великой княжной Анастасией, ни ее сестрой – великой княжной Татьяной, как она первоначально утверждала".
Модель молекулы ДНК
Анна Андерсон умерла в 1984 году. Только после ее смерти ученые сделали анализ ДНК. Образцы тканей женщины сравнили с ДНК принца Филиппа, герцога Эдинбургского. Он является родственником императрицы Александры Федоровны по бабушке. Кстати, по его генетическому материалу идентифицировали подлинность останков царской семьи, найденных под Екатеринбургом в 1991 году.
Экспертиза показала, что Анна Андерсон не была ни Анастасией, ни какой-либо другой дочерью Александры Федоровны. Зато подтвердилась версия о том, что эта женщина являлась полячкой Франциской Шанцковской. Тайна была разгадана спустя почти 80 лет.
Автор Людмила Чернова, радио Sputnik
Лоханкины и их роль в русской революции
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем