Авторы

Один к трем. Тайны самого известного шпионского обмена между СССР и США

Читать на сайте radiosputnik.ru
Первого осудили на 32 года. Второму дали 10 лет. Они встретились на мосту, соединявшем Восточную и Западную Германию, 10 февраля 1962 года. Это был первый и самый известный в истории обмен разведчиков СССР и США.
Легенда советской разведки. Ушел из жизни Джордж Блейк
"И после этого начинают движение Пауэрс и Абель, остальные остаются на местах… Эти два человека, имена которых будут теперь называться всегда вместе, идут и впились, буквально, глазами друг в друга ‒ кто же есть кто. И даже когда уже можно было идти к нам, а вот, я смотрю, Абель поворачивает голову, сопровождает Пауэрса, а Пауэрс поворачивает голову, сопровождает Абеля. Это была трогательная картина", – так вспоминал встречу двух разведчиков на Глиникском мосту участник операции по обмену с советской стороны Борис Наливайко. Хотя поначалу казалось, что у СССР нет никаких шансов извлечь из тюрьмы в США Рудольфа Абеля.
Разведчик не раскрыл американцам ни одной детали своей работы. Хотя его поместили в одиночную камеру и периодически подталкивали к признанию. Он не назвал даже своего настоящего имени. И в грамоте, которую при освобождении выдал президент Джон Кеннеди, фигурировал Рудольф Иванович Абель. На самом деле легендарного советского разведчика звали Вильям Фишер. С Абелем он работал во время Второй мировой войны. Рудольф Иванович умер в 1955 году в Москве. Фишер об этом не знал.
Советский разведчик Рудольф Абель в здании суда в Бруклине
Кто такой Вильям Фишер
Вильям Фишер был сыном германского подданного Генриха Маттеуса Фишера, родившегося в России, и жительницы Саратовской губернии Любови Корнеевой. Родившийся в Англии и названный в честь Шекспира мальчик прекрасно знал несколько иностранных языков. Играл на разных музыкальных инструментах, хорошо рисовал и чертил, разбирался в технических науках.
Во время службы в армии стал радистом, причем одним из лучших в Московском военном округе. Молодой человек с таким набором навыков приглянулся службам политической разведки. С 1927 года Вильям Фишер был сотрудником иностранного отдела ОГПУ, где сначала работал переводчиком, потом радистом. Несколько лет жил за границей, нелегально собирал информацию в Норвегии, Дании, Бельгии, Франции и передавал в Москву. Потом не понравился Лаврентию Берии и был уволен из органов. Это случилось в 1938 году.
А в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, снова вернулся в строй – в центральный аппарат разведки на Лубянке. Тогда Фишер и познакомился с Рудольфом Ивановичем Абелем. Вместе с семьями они жили в одной квартире в Москве.
Вильям Генрихович Фишер
Доказательства смыл в унитаз
Агент советской разведки под именем Марк приступил к работе в Америке в 1948 году. Собирал информацию о ядерных разработках в США. Смог создать две крупные сети и передавал в Москву бесценную информацию. Ученые были в восторге. Не прошло и года, как руководство СССР наградило своего разведчика орденом Красного Знамени.
Через некоторое время Марку понадобился напарник. В 1952 году из России прислали Рейно Хейханена под псевдонимом "Вик". И это был провал. Бывший начальник Фишера Дмитрий Тарасов писал: "Вик оказался слабым человеком. Четыре года, проведенные в Америке, оказали на него пагубное влияние. Падение Вика началось с малого, с обыкновенной рюмки спиртного, пристрастие к которому постепенно переросло в постоянную потребность". В 1957 году его попытались вернуть домой, а он сдался американским органам, да еще и выдал Вильяма Фишера.
Москва решила быстро эвакуировать своего агента через Мексику. Но Фишер не имел связи с центром и вернулся в квартиру, чтобы уничтожить информацию, забрал оттуда все, что было нужно. Сам жил в это время в отеле, где его и задержали. Но позволили надеть рубашку и брюки, а также сходить в туалет, где разведчик и смыл в унитаз оставшиеся улики, в том числе принятую накануне шифрограмму. Назвался Рудольфом Абелем, чтобы начальство приняло сигнал: никаких данных врагу он не раскрыл и не собирается.
Председатель КГБ при Совете министров СССР Владимир Семичастный (1-й слева) принимает советских разведчиков Рудольфа Абеля (2-й слева) и Конана Молодого (2-й справа)
Попытки вызволения
Фишер отверг обвинения в причастности к советской разведке и никаких показаний не дал. Однако на основании данных Хейханена и писем от жены и дочери американский суд приговорил его к 32 годам тюрьмы за шпионаж. В заключении Вильям решал математические задачи, изучал теорию искусства и занимался живописью. Бывший председатель КГБ СССР Владимир Семичастный рассказывал, что Фишер даже написал маслом портрет Джона Кеннеди. Эту картину выпросили у художника для американского президента, а тот повесил ее в Белом доме.
СССР поначалу не признавался, что Рудольф Абель является его агентом и пытался вызволить узника обходными путями через каких-то "родственников" в Германии. Американцы вступили в переговоры, но они понимали ценность задержанного и выдвигали такие требования, что стало ясно: обмена не будет.
Однако 1 мая 1960 года ситуация кардинально изменилась. Под Свердловском был сбит самолет-разведчик U-2, который пилотировал американец Фрэнсис Пауэрс. Летчик спустился на парашюте и оказался в безвыходной ситуации. Пришлось признаться, что он выполнял задание ЦРУ.
В СССР Пауэрса приговорили к десяти годам лишения свободы за государственное преступление. В это время в американской прессе уже звучали призывы обменять пилота на советского разведчика Абеля. Но Вашингтон не так-то просто согласился.
Американский пилот Фрэнсис Гэри Пауэрс во время суда в московском Колонном зале
Шпионский мост
В итоге договорились, что обмен состоится по схеме один к трем. На Абеля меняли Пауэрса, а заодно двух американских студентов Фредерика Прайора и Марвина Макинена, которые были арестованы за шпионаж в Восточной Германии и СССР.
Местом встречи выбрали Глиникский мост. Ровно по его середине проходила граница между Западным Берлином и ГДР. Он казался максимально безопасным – не длинный, около 100 метров, вся территория вокруг хорошо просматривалась. Однако стороны все равно не могли в полной мере доверять друг другу. Например, в тот день было какое-то невероятное скопление рыбаков под мостом. Но сразу после завершения операции их след простыл. Со стороны Восточной Германии приехал фургон с радиостанцией, заполненный пограничниками, которые были готовы к неожиданным поворотам.
Утром 10 февраля 1962 года с одной стороны к мосту привезли Абеля, с другой – Пауэрса. Но обмен не начинали. Было условие, что сначала на КПП "Чекпойнт Чарли" в Берлине, на границе между восточной и западной частями города, США должны встретить Фредерика Прайора. Только когда поступил сигнал о том, что операция прошла успешно, был сделан следующий шаг.
Рудольф Абель, он же Вильям Фишер, готовился ступить на мост, и в этот момент сопровождающий задал ему вопрос: "Вы не опасаетесь, полковник, что вас сошлют в Сибирь? Подумайте, еще не поздно!" Разведчик в ответ лишь сказал, что его совесть чиста: "Мне нечего бояться".
Стороны убедились, что привезенные для обмена люди действительно являются Абелем и Пауэрсом. Тогда им разрешили разойтись.
Глиникский мост или "Мост Единства", именно здесь советского разведчика Рудольфа Абеля обменяли на американского пилота U2 Фрэнсиса Гэри Пауэрса
Что было дальше
Никаких репрессий к Фишеру не применяли. Напротив, ему вручили правительственные награды и подарки, поблагодарили за все, что он сделал для страны, предоставили время для отдыха и лечения. После этого агент вернулся на работу в центральный аппарат разведки.
Через несколько лет в СССР снимали фильм "Мертвый сезон", Вильям записал к нему вступительное слово. Некоторые сюжетные линии были основаны на его собственной биографии. После легендарного обмена на мосту прошло почти десять лет. Разведчик, вошедший в историю как Рудольф Абель, умер от рака легких. Ему было 68 лет.
Фрэнсиса Пауэрса не очень горячо встретили на родине. Летчику пришлось выслушать немало обвинений в предательстве вроде таких: "Ты должен был покончить с собой, но не сдаваться русским". Военные следователи не были согласны с этой позицией и все обвинения с него сняли. После окончания работы в разведке Пауэрс ушел в гражданскую авиацию. 1 августа 1977 года его вертолет потерпел катастрофу, пилот погиб.
Донатас Банионис в фильме "Мертвый сезон"
Глиникский мост стал местом для обмена разведчиками и использовался с этой целью вплоть до падения Берлинской стены. Известно как минимум о четырех подобных операциях советских и американских спецслужб.
Автор Людмила Чернова, радио Sputnik
Хорошо начал – плохо кончил: российский шпион в руководстве ЦРУ
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем