Собрали 4 тысячи человек, посадили на 250 повозок и с музыкой, песнями и танцами три дня возили по улицам: от восхода до заката. 10 февраля 1763 года в Москве начался грандиозный маскарад в честь Екатерины II.
Свежеиспеченная императрица не была кровной русской государыней и прав на престол не имела. Но в Петербурге нашла большую поддержку, и госпереворот прошел удачно. Теперь следовало понравиться Москве, где Екатерину короновали на царство в кремлевском Успенском соборе.
Каждому по куску и всем налить!
Как привлечь народ на свою сторону, Екатерина знала. Хлеб плюс зрелища – равняется любовь. "Хлеб" был в дни коронации. На Красной площади поставили фонтаны с вином. По улицам пустили обозы с тушами жареных быков – всем желающим давали по куску. Рассказывая об этом, профессор кафедры истории России МПГУ Виталий Захаров заметил:
«
"Незаконно захватившей трон Екатерине нужна была легитимизация – узаконивание собственной власти, в том числе с помощью откровенного популизма. Пышное зрелище, устроенное зимой в Москве, должно было продемонстрировать положительные качества новой правительницы вкупе с тем "хлебом" и питием, которые раздавались во время коронации осенью. Это была первая широкомасштабная пиар-компания в пользу нового монарха".
Портрет поэта Михаила Хераскова
Пиар обошелся дорого, примерно в 52 тыс. рублей. По нынешним временам – несколько десятков миллионов. Однако без больших трат трудно было предстать щедрой государыней, которая не жалеет денег на простой народ.
Богиня – своя в доску
Маскарад назвали "Праздником торжествующей Минервы". Постановку поручили актеру Федору Волкову и поэтам Хераскову и Сумарокову. "Режиссер" и "сценаристы" должны были в веселой форме решить серьезную политическую задачу. Виталий Захаров продолжает:
«
"Маскарад символически представлял ничтожность предыдущего правления Петра III (которого заодно как следует облили грязью) и подчеркивал огромную значимость прихода к власти Екатерины. Неслучайно суть сводилась по большей части к театрализованному изображению разных пороков с явным намеком на предшественника. Начиналось, например, все с показа пьянства. Далее шли праздность, злословие, спесь, мотовство и так далее. А потом на колесницах появлялись боги: Зевс, Аполлон, богиня справедливости Астрея, богиня правосудия Минерва. Они символизировали явление мудрой правительницы, с которой Россию ждет золотое время".
Екатерина наблюдала за представлением из окон дома личного секретаря. Притом так, чтобы ее видели. Надела алое бархатное платье, сшитое "в русском народном вкусе". Это все оценили. Императрица очень боялась, а вдруг Россия невзлюбит ее за немецкое происхождение? И потому очень старалась, чтобы и праздник был с русским размахом, и она на нем – своя.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.