Авторы

Крушение Ту-104 под Ленинградом: лишний груз или теракт?

Читать на сайте radiosputnik.ru
В авиакатастрофе под Ленинградом 7 февраля 1981 года погибли 50 человек, в том числе 16 адмиралов и генералов – практически весь командный состав Тихоокеанского флота.
"Самолет взбесился без видимых причин": мистическая тайна Ан-24
Февраль 1981 года. Ленинград в течение недели принимает командный состав всех флотов страны, включая Тихоокеанский. Проводились командно-штабные учения, лучшим стало командование Тихоокеанского флота (ТОФ). Итоги подвели 7 февраля. В тот же день моряки засобирались на Дальний Восток.
На аэродроме в Пушкине шел снег. Ту-104 с участниками учений на борту вышел на взлетно-посадочную полосу, оторвался от земли и начал набирать высоту. Через восемь секунд самолет достиг высоты 50 метров. Затем машина резко накренилась и ударилась о землю. Взрыв унес жизни шести членов экипажа и сорока четырех офицеров. Среди них были командующий Тихоокеанским флотом адмирал Эмиль Спиридонов. Погибли 16 адмиралов и генералов, а также капитаны первого, второго и третьего рангов. Рядом с местом катастрофы спасатели обнаружили единственного выжившего после падения, старшего лейтенанта Валентина Зубарева, однако он скончался по дороге в больницу.
Государственная комиссия по расследованию причин трагедии перебирала все возможные версии, а Тихоокеанский флот был приведен в состояние полной боевой готовности. Не исключались самые различные варианты, вплоть до теракта, рассказал в интервью радио Sputnik военный историк, эксперт Российского военно-исторического общества (РВИО) Никита Буранов:
«
"Самолет Ту-104 довольно старый даже по тем временам, легкий, они с 1979 года уже не использовались для гражданских перелетов внутри страны. Когда эта новость появилась, многие подумали, что началась война, потому что, когда гибнет такое количество людей – адмиралы, генералы, капитаны первого ранга, это был серьезный инцидент. Они все прилетели на мероприятие, оперативный сбор высшего командования, оно проводится в определенное время. У военных приняты такие вещи как штабные игры, когда на столах отрабатываются тактические и стратегические задачи, не выгоняя в поле и не выводя в море огромное количество техники и кораблей. Для этого высокопоставленные офицеры и прилетели туда. Никто не предполагал, что может такое произойти".
Расследование катастрофы курировал лично министр обороны СССР маршал Дмитрий Устинов. Вариант диверсии рассматривали особенно тщательно: шла холодная война. Плюс операция Советской Армии в Афганистане, а еще не забылся тогда двухгодичной давности китайско-вьетнамский конфликт.
Четыре бомбы по ошибке: как хромированный купол США стал дуршлагом
Но причиной трагедии оказалось неправильное размещение багажа. Как выяснили следователи, самолет был под завязку набит дополнительным грузом. Это типографские рулоны бумаги, массивные сейфы с секретными документами. Плюс многочисленные личные вещи пассажиров. При разбеге самолета незакрепленный багаж (включая тяжеленные рулоны бумаги) сместился в хвост машины, что и привело к потере устойчивости в воздухе. Банальное несоблюдение норм и правил.
Советская пресса о катастрофе молчала. Информация была практически полностью засекречена. Единственной газетой, написавшей об этом, стала газета "Красная звезда". Был опубликован краткий некролог:
"7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей".
Большинство погибших были похоронены на Серафимовском кладбище Ленинграда, через два года там был сооружен мемориал.
В Николо-Богоявленском кафедральном морском соборе Санкт-Петербурга 15 июня 2000 года открыли мемориальную доску с именами погибших моряков. 7 февраля 2017 года установили памятник во Владивостоке.
После катастрофы полеты самолетов Ту-104, принадлежавших Минобороны СССР, были прекращены. Двумя годами ранее их перестал использовать крупнейший гражданский перевозчик страны "Аэрофлот". Последний зафиксированный полет лайнера состоялся 11 ноября 1986 года – самолет перегнали на стоянку в музей Ульяновска.
Автор Кирилл Гришин, радио Sputnik
Выживших нет. Самолет с бразильскими футболистами разбился при взлете
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем