Клейнмихель: глава МПС, доктор медицины и кандидат в митрополиты

Отставка Клейнмихеля во всей земле Русской произвела самое отрадное впечатление. Не многие заслужили такую огромную и печальную популярность. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Читать на сайте radiosputnik.ru
В феврале 1869 года скончался граф Петр Андреевич Клейнмихель, многолетний главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий в царствование Николая I. По-нынешнему – глава МПС.
В молодости – адъютант всесильного Аракчеева, затем начальник штаба военных поселений. Кстати, Клейнмихеля вполне можно назвать автором идеи "серых" зарплат – выплаты неофициального жалованья. Например, для привлечения в штат военных поселений высококлассных архитекторов им предлагали двойное жалованье: "2000 рублей ассигнациями явно, плюс еще 1000 – инкогнито".
Благодаря Аракчееву Клейнмихель быстро продвигался в чинах. Руководил строительством Николаевской железной дороги, постройкой первого постоянного моста через Неву, здания нового Эрмитажа. Клейнмихель был добросовестным организатором. Но при этом говорили, что все курируемые им проекты возводились быстро, однако стоили казне массу денег, а народу – человеческих жертв. Отчасти это верно. Однако хочется задать трагический, но риторический вопрос: а когда наши власти считались с жертвами при воплощении в жизнь грандиозных проектов?
В обществе, да и в народе Клейнмихеля недолюбливали – у него была устойчивая репутация казнокрада. Хотя на него возвели и много напраслины.
Сенатор Константин Иванович Фишер писал своих записках: "Я все-таки думаю, что граф Клейнмихель выше своей репутации и лучше большинства своих сверстников. Он льстил страстям государя и позволял себе интриги, но много ли людей у нас, которые в его положении этого бы не сделали… Слава Клейнмихеля заключалась единственно в точном и скором исполнении; за всякую неточность государь "распекал" его, и он боялся его до безумия… Но в графе Клейнмихеле есть и хорошие качества, какими не могут похвалиться многие и многие из высоких особ. Он сердился на противоречия, не допускал никакого сопротивления по принципу, однако же ценил независимость мнения. Граф Клейнмихель стоил много денег государству азиатскими аллюрами в службе…, но он не воровал".
Что ж! Замечательная характеристика для высокого чиновника, в чьем ведении были сотни тысяч казенных рублей, которые к тому же почти не поддавались учету.
Граф был "прославлен" Н.А. Некрасовым в стихотворении "Железная дорога":
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то все косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
"Ванечка" ничего не знал. И знать не мог никто. Статистики тогда и в заводе не было. Но есть кое-какие соображения. На стройку дороги попасть было нелегко – очереди выстраивались. Деньги платили хорошие, кормили до отвала. В год количество работающих составляло от 50 до 60 тысяч человек. Но опять же, напомню, дорога шла в основном по болотам. Днями работали по пояс в воде, жили в землянках. Антисанитария была жуткая. Поэтому не удивительно, что рабочие болели и тифом, и дизентерией. Но не больше, чем в других местностях. По подсчетам, ежегодно на строительстве дороги умирали 300‒400 человек. А строительство велось 8 лет. Прямо скажем, с медициной и лечением болезней вообще в России дела обстояли очень плохо.
Работник железной дороги обходит железнодорожные пути
Но есть интересная статистика. В 1890-х годах, то есть через 30 лет после строительства Николаевской дороги, смертность в России по той же холере или дизентерии была намного ниже, чем, скажем, во Франции или Италии. Цифры на сей счет приведены в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. А этот словарь гордился своей объективностью…
И все-таки дурная слава преследовала Клейнмихеля всю жизнь. Известный острослов князь Александр Сергеевич Меншиков часто шутил над ним и его ведомством путей сообщения. Когда строились Исаакиевский собор, постоянный мост через Неву и Московская железная дорога, Меншиков говорил: "Достроенный собор мы не увидим, но увидят дети наши; мост мы увидим, но дети наши не увидят; а железной дороги ни мы ни дети наши не увидят". Когда же скептические пророчества его не сбылись, он при самом начале езды по железной дороге говорил: "Если Клейнмихель вызовет меня на поединок, вместо пистолета или шпаги предложу ему сесть нам обоим в вагон и прокатиться до Москвы. Увидим, кого убьет!"
При построении постоянного через Неву моста несколько тысяч человек были заняты забивкой свай. Это сильно замедляло ход работ, не говоря уже о расходах. И тогда инженер-генерал Кербедз придумал машину, значительно облегчившую и ускорившую этот истинно египетский труд. Он представил ее Клейнмихелю. И от графа Кербедз получил официальный и строжайший выговор: зачем он этой машины прежде не изобрел и тем ввел казну в огромные расходы.
На графа Клейнмихеля возлагались самые разнообразные обязанности. Он был дежурным генералом и занимался восстановлением Зимнего дворца после пожара 1837 года. Потом он заведовал медико-хирургической академией, и в одном иностранном журнале появилась заметка о том, что Зимний дворец восстанавливал доктор медицины (?!) Клейнмихель. (Скажут: а им это и ненужно. Тогда напрашивается очевидный вывод, что и в те времена о России писали, имея в виду совсем иные цели).
Кстати, перестройку Зимнего дворца Клейнмихель исполнил с замечательной быстротой. По этому случаю была даже выбита в его честь золотая медаль с надписью: "Усердие все превозмогает". Этот девиз, начертанный на гербе графа Клейнмихеля, был позднее пародийно использован как афоризм Козьмой Прутковым.
При каждом новом важном назначении Клейнмихеля прочили то в военные министры, то в министры внутренних дел. (Еще бы! Номенклатура империи!) Когда в 1843 году умер петербургский митрополит Серафим в обществе было много толков о кандидатуре его возможного преемника. Слушая эти разговоры, уже упоминавшийся князь Меншиков сказал: "Что тут гадать?! Скорее всего митрополитом назначат графа Клейнмихеля".
По воспоминаниям драматурга Нестора Кукольника, отставка главы МПС во всех городах земли Русской произвела самое отрадное впечатление. Не многие заслужили такую огромную и печальную популярность.
Низвержению Клейнмихеля радовались словно неожиданному семейному празднику, ‒ писал Кукольник. ‒ Я узнал об этом на Московской железной дороге, в поезде. Радости, шуткам, толкам не было конца, но пуще других честил его какой-то ражий и рыжий купец в лисьей шубе.
‒ Да за что вы его так ругаете? ‒ спросил я. ‒ Видно, он вам насолил.
‒ Никак нет! Мы с ним, благодарение Господу, никаких дел не имели. Мы его, Бог миловал, никогда и в глаза не видали.
‒ Так как же вы его браните, а сами-то и не видали.
‒ Да и черта никто не видел, однако ж поделом ему достается. А тут-с разницы никакой.
В этом выпуске вы также услышите:
– Свадьба Петра I с Евдокией Лопухиной.
– "Однозвучно гремит колокольчик".
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем