Авторы

В последний путь по канатной дороге: как самолет столкнулся с лыжниками

Читать на сайте radiosputnik.ru
Вагон поднимал лыжников на склон в итальянских Альпах. 20 человек были на высоте 110 метров, когда на канатную дорогу спикировал самолет. 3 февраля 1998 года на горнолыжном курорте Кавалезе произошла катастрофа с участием пилотов Корпуса морской пехоты США.
Американский "праулер" получил серьезное повреждение. Он должен был упасть. Итальянские пожарные немедленно прибыли в долину – к месту предполагаемого падения. Вместо самолета увидели смятый вагон канатной дороги в гигантской луже крови. Выживших не было.
Домашний закон
Летчики чудом вернулись на базу Авиано в 90 км от Кавалезе. Их самолет стал неуправляемым после того, как канатный трос разрезал крыло "будто бензопилой". Рассказывая об этом, морпехи чувствовали себя героями. Пока не узнали, что стали убийцами. Итальянской стороне не позволили расследовать инцидент. Жителей курортного городка это возмутило. Они начали стихийные протесты, поджигали машины с американскими номерами. Премьер Италии заявил президенту США: "Американским самолетам больше не будет позволено совершать маневры из моей страны". Дипломатический скандал грозил потерей итальянских авиабаз НАТО. Но даже в этих условиях следствие и суд над пилотами стали внутренним делом США. Говорит военный эксперт журнала "Арсенал Отечества" Алексей Леонков:
«
"Когда США размещали свои базы – не только в Европе, то оговаривалась следующая юридическая основа. Несмотря на то, что военнослужащие могут совершить правонарушения, которые подпадают под местное законодательство, их будут судить по законам США. Фактически они имеют дипломатический статус. Примеров правонарушений много – и в Японии, и в Европе. Во всех случаях американская военная полиция первым делом изымает преступника с места преступления и депортирует в США".
По законам США за случай в Кавалезе каждому из четырех летчиков полагалось "по 20 лет за каждого мужчину, женщину и ребенка, погибших в вагоне канатной дороги". Но их только уволили со службы.
Стыд за улыбку
Вина пилотов была очевидной. Они снизились на недопустимую высоту, превысили разрешенную скорость, им показалось, что злосчастный трос располагается над, а не под ними. Однако у них было и оправдание. Перед полетом никто не предупредили их о том, что минимальная высота уже три месяца совсем другая. Им также дали не итальянскую карту, которая вся утыкана значками канатных дорог, а напечатанную в США – на ней ни одной подобной отметки не было. Вина руководства Корпуса морской пехоты тоже была очевидна. Но генералы предпочли валить все на летчиков. Тем более что один из них что-то снимал на видеокамеру во время полета, а потом сжег пленку. Позднее он признался: снимал панораму озера в долине и себя, широко улыбающегося. Пленку сжег, когда представил, как она попадет в руки телевизионщиков и как они состыкуют в своих репортажах две картинки: груда мертвых тел и его счастливое лицо.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем