Проблема территориальной единицы Китая – Гонконга – для Пекина не нова. Интересантов настроить этот регион против единого государства хватает. Прежде всего, в их числе США. А Великобритания хочет получить бонусы.
Сепаратистские настроения в Гонконге, регулярно выливающиеся в массовые протесты, имеют политическое измерение: с экономикой там все в порядке. Однако есть силы "из местных", заинтересованные в большем обособлении от Китая. Как говорят в таких случаях, лучше быть первым в своем маленьком государстве, чем десятым в едином и большом. Есть весьма серьезная оппозиция, для которой политика КНР неприемлема. Для Вашингтона же Гонконг – инструмент влияния на Поднебесную. Потому там и относятся к этому региону по-особому, создавая ему преференции и зачастую подогревая протестные настроения. При Дональде Трампе эта стратегия несколько ослабла, но все может вернутся на круги своя.
Есть и еще один игрок – Лондон. После перехода под юрисдикцию Китая по формуле "одна страна – две системы" в 1997 году британская экс-колония сохранила собственную финансовую систему и валюту, привязанную к американскому доллару. Такими были условия соглашения. При этом несколько сотен тысяч жителей Гонконга обладают статусом британских граждан за рубежом. Его они получили вместе со специальным паспортом. А еще порядка трех миллионов жителей региона, родившихся до 1997 года (переход под юрисдикцию Пекина), имеют полное право оформить паспорта подданных Ее Величества.
Еще прошлым летом глава британского МИД Доминик Рааб заявил, что его страна хочет облегчить для гонконгцев въезд в Соединенное королевство. Правда, тогда он оговорился, что Лондон все-таки не ждет массового исхода. Прошло чуть больше полугода, и Великобритания заявила о намерении массово раздавать гражданство жителям Гонконга с тем, чтобы "запускать" в страну по 200 тысяч человек ежегодно.
Очевидно, что в Гонконге как территории высокотехнологического развития сосредоточены умные, образованные и продвинутые люди, во многом сторонники демократических свобод. И они смогут принести реальную пользу Великобритании. Китай уже заявил о перспективах "утечки мозгов". А чуть раньше принял весьма жесткий закон о пресечении сепаратизма и противодействии иностранному влиянию. Однако, как пишут некоторые аналитики, не исключено, что на самом деле Поднебесной только на руку отъезд из Гонконга чуть ли не половины образованной прозападной и в большинстве своем оппозиционной публики.
По сути, все "неблагонадежные" смогут обрести новую родину, а власть Пекина и КПК в регионе резко усилится. Да и Британия, покинувшая ЕС, сможет тряхнуть "имперской" стариной, влияя на международные дела. Так что решение о паспортах вполне может быть взаимовыгодным. Один из главных бонусов для Пекина – возможность мирно, как некогда Гонконг, инкорпорировать в себя остров Тайвань, находящийся всего в 150 километрах от материковой части Китая в Тихом океане. По той же самой формуле: "одна страна – две системы". Такой размен выглядит более чем правдоподобно. Тем более Китай заявляет права на остров долгими десятилетиями. А брать силой его точно не хочет.
Автор Сергей Ильин, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.