Не выходить замуж, не назначать наследника, не ведать армией и не начинать войн. Даже казной не распоряжаться. 19 января 1730 года в России впервые попытались ограничить самодержавие. Верховный тайный совет предъявил новой императрице Анне Ивановне секретные "Кондиции".
"Кондициями" восемь "верховников" назвали условия, на которых дочь Ивана V позвали на русский престол. Анна подписала все еще по пути в Москву из Курляндии, где была герцогиней. Документ держали в тайне. Однако слухи о нем все же просочились. Русское дворянство почувствовало себя оскорбленным: а почему нас не спросили?..
Дошли до кондиции
Авторы "Кондиций" – тузы из тузов, олигархи. В основном две семьи: Долгоруковы и Голицыны. У аристократии попроще возникло подозрение: Верховный тайный совет хочет узурпировать власть. Тогда "верховники" сказали: предлагайте варианты. И посыпались проекты. Все более-менее походили на что-то вроде конституционной монархии и даже парламентаризма. Для России XVIII века требования были невероятные: выборность Сената и губернаторов, упразднение Верховного тайного совета и утверждение вместо него "Высшего правительства", тоже выборного. Подписи за ограничение монархии ставили сотни людей. "Верховники" рассмотрели все предложения и… ни одного не приняли. Дворянство решило: ах, так, ну тогда не надо нам "номинального" императора, пусть все будет как прежде. И под лозунгом "лучше один тиран, чем восемь" пошли с челобитной к Анне Ивановне: правь неограниченно. Императрица на их глазах разорвала "Кондиции". "Конституционной монархией" Россия была 30 дней.
Б.К. Растрелли. Портрет императрицы Анны Иоанновны.
Заколдованное самодержавие
"Кондиции" одни историки оценивают как "затейку", другие – как серьезный проект, который мог бы вырасти в конституцию. Говорит доцент кафедры истории России МПГУ Алексей Синелобов:
«
"У Голицыных и Долгоруковых не было поддержки даже среди дворянства, что уж говорить о широких слоях населения. К тому же когда они свою аферу проворачивали, то делали все, чтобы она осталась в тайне. Конституции так не пишут!.. Здесь все время возникают параллели с западными процессами. Однако на Западе уже со Средневековья они идут снизу вверх: определенные социальные круги начинают бороться за свои права, требовать их у власти. В России – ничего подобного. Конституционные проекты могли следовать только сверху, только от императора. Так исторически сложилось: в России главный реформатор – это самодержец, а не общество".
Новая попытка побороться "снизу" за конституционную монархию произошла через 95 лет, в декабре 1825-го. Тоже ни к чему не привела. Как Анна сослала "верховников" в ссылку, так поехали по ссылкам и декабристы. Но и "сверху" никак не получалось: только император Александр II согласился принять конституцию, как в него бросили бомбу. Незадача.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.