Целый класс военных кораблей ВМС США оказался полностью небоеспособен. Это выяснилось спустя десятилетия с начала проектных работ. Сотни миллиардов долларов выброшены в трубу? Что скажет американский налогоплательщик?
Американский суперпроект прибрежных кораблей LCS оказался пшиком. По технико-тактическим характеристикам – это стальные черепахи, напичканные электроникой под самый панцирь, так еще и все это удовольствие стало бюджетной гирей. Поводов для гордости за американский ОПК у рядового жителя страны немного.
Литоральные корабли (LCS), по проекту, могут достигать скорости 45 узлов и проходить без дозаправки более 3500 морских миль. Они предназначены для борьбы с наземными силами, для разведки и спасательных миссий, доставки десанта и транспортировки грузов. Конструкция основана на принципе "включай и пользуйся", однако большинство модулей не готовы. А еще у кораблей недостаточное количество радаров и скромные возможности защиты от противокорабельных ракет. В случае мощного удара у них нет защиты. Это, что называется, известные "косяки" в проектировке.
А еще была целая череда аварий этих кораблей, которые, как выясняется, ломаются прямо в доках, а если выходят в море, то вообще с трудом доходят до порта! В 2016 году во время аварии на борту корабля Fort Worth инженерная бригада запустила двигатели во время доковых испытаний, не включив подачу смазочного масла для комбинированных шестерен, протерев подшипники как на левом, так и на правом борту. В результате повреждения судно застряло в Сингапуре на полгода. А в ноябре 2020 года авианосец LCS Detroit класса Freedom получил повреждение в двигательной установке, связанную с переключением передач во время движения. Команда решила на свой страх и риск добраться в порт приписки Мейпорт. Однако по пути туда на судне случился блэкаут. Коммерческий морской буксир доставил судно в порт.
ВМС США начали расследование первопричин с компанией OEM - производителем коробки передач и Lockheed Martin, конструктором судна. Выяснилось, что это общеклассовая проблема, связанная с "преждевременным выходом из строя подшипников высокоскоростной муфты", пишет издание Defense News. Только и всего. Списать весь проект в утиль. Пентагон однажды будет вынужден признать, что проблема куда серьезнее, чем "некоторые недоработки". Ведь, это по замечанию издания Task & Purpose, "плавучие кучи мусора". .
Ожидалось, что ВМС США до 2030 года приобретут 60 кораблей такого типа, однако в 2014 году США сократили заказ на корабли LCS. Это потенциально удар по разработчикам – Lockheed Martin и General Dynamics. Это те самые корпорации американского ОПК, где с легкостью теряются многие миллиарды долларов. Спросит ли условный американский налогоплательщик с кого бы то ни было за этот бардак? Допускаю, что да. Но ему ответят что-то вроде: "проектирование военной техники процесс чрезвычайно небыстрый и весьма затратный". Но все это никак не отменяет того, что с эффективностью расходования бюджетных денег в США беда.
Программа LCS встает в один ряд с проектом эсминца "Zumwalt". Они задумывались как средства для окончательной силовой зачистки последних очагов сопротивления на планете. Задумывались, очевидно, в период Холодной войны, проектировались долго, а строились очень долго. А еще и скверно.
Автор Кирилл Гришин, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.