"Инструкция по эксплуатации человека" – так иногда называют генную инженерию. Ученые утверждают, что с помощью замены дефектных генов на правильные можно избавиться от тяжелых болезней. Радио Sputnik – о гранях возможного и размытых этических границах.
Новость, которая взбудоражила несколько лет назад научное сообщество на всех континентах, кроме, пожалуй, Антарктиды. Некий доктор Хе Цзянькуй из китайского города Шэньчжэнь собрал пресс-конференцию в Гонконге и заявил, что у него в лаборатории есть человеческий эмбрион с искусственно отредактированным геномом. И якобы родившийся человек с такими измененными генами будет не восприимчив к вирусу иммунодефицита человека (ВИЧ). Более того, ученый утверждал, что на свет уже появились две девочки, ДНК которых были изменены. В 2018 году после широкой огласки и последовавшего за ней скандала университет, где проводил свои эксперименты доктор Хе, приостановил с ним сотрудничество, а руководители учреждения стали оправдываться: ничего о новых разработках они не знают и вообще такого рода исследования не поддерживают. Фактически на редактирование ДНК человека наложили негласный мораторий по всему миру.
В тот момент общество разделилось. Одни считают, что подобного рода эксперименты по редактированию человеческого генома на эмбриональной стадии недопустимы с этической точки зрения. Другие (пока остающиеся в меньшинстве) говорят, что такие исследования просто преждевременны.
Новые аргументы в дискуссии появились благодаря исследованиям француженки Эммануэль Шарпантье и американки Дженифер Дудне. Именно за разработку метода редактирования генома они получили Нобелевскую премию по химии за 2020 год. И благодаря им и их технологии "генетических ножниц" CRISPR-Cas9, в биологии и медицине произошла настоящая революция. Если раньше гены старались изменить методом постоянных мутаций, то теперь люди научились более-менее четко и точно отключать и менять конкретные участки ДНК.
Почему в свое время скандал вызвали исследования именно китайского ученого – неясно. Эксперименты в этой области проводились и раньше. Еще в конце 1990-х специалисты из Нью-Джерси (США) сообщали о рождении детей с ДНК троих родителей. Метод ооплазменной трансплантации – это один из новых способов лечения бесплодия. Материал, расположенный у ядра клетки, пересаживают от донора в яйцеклетку бесплодной женщины. Потом ее оплодотворяют и возвращают в организм матери. Так ученые помогают забеременеть тем женщинам, у которых своя яйцеклетка генетически дефектна. Но получается, что у ребенка физически один отец и две матери. А поэтому споры о допустимости такого метода не утихают.
Как и дискуссия о том, следует ли проводить на генетическом уровне отбор астронавтов. С таким предложением выступил один из самых известных генетиков в мире – Крейг Вентер, некогда руководивший проектом по расшифровке генома человека. Он считает, что NASA могло бы изучать гены кандидатов на полеты в космос, чтобы выбрать идеального человека для работы в безвоздушном пространстве. Например, подошли бы люди, у которых на уровне ДНК обнаруживаются способности к более легкой переносимости травм или устойчивость к большим физическим нагрузкам. Спорным выглядит и предложение ученого перенести в геном астронавта часть ДНК бактерии Deinococcus radiodurans, устойчивой к высокому уровню радиации, с тем, чтобы работающий на орбите человек стал более резистентным к солнечному излучению.
Но особую популярность в последнее время снискала так называемая генная терапия, когда с помощью ДНК инженерии лечат сложные и тяжелые заболевания. Дефектные гены меняют на "исправленные", если медики уверены, что к развитию болезни приводит именно сбой в определенной части ДНК. В перспективе – более эффективное лечение онкологических заболеваний и сахарного диабета. И все это с помощью все той же открытой Нобелевскими лауреатами 2020 года технологии CRISPR/Cas9.
Единственное, что сдерживает ученых, это сомнения в безупречности метода. Если его применение приведет к повреждению ДНК, а не исправит дефект гена, не нанесет ли это человеку еще больший вред? Возможно, ответ будет получен во время наблюдения за родившимися в Китае девочками доктора Хе Цзянькуя. Конечно, только в том случае, если этические соображения не станут дальнейшим препятствием для его работы.
Автор Евгений Майструк, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.