Авторы

"Золотая рыбка": как подлодка К-162 обогатила СССР и Россию

Читать на сайте radiosputnik.ru
Ровно пятьдесят лет назад, 18 декабря 1970 года, очень дорогая и необычная титановая подлодка СССР К-162 "Анчар" поставила до сих пор не побитый рекорд скорости – почти 83 км/ч под водой. Однако главная заслуга субмарины не в этом.
Смерть под водой: как погибла советская субмарина К-219
Советская атомная подводная лодка К-162 – уникальна в своем роде и существует в единственном экземпляре. Экспериментальная модель с двумя титановыми корпусами – внешним и внутренним – была спущена на воду в 1968 году. Тогда перед подводным флотом и инженерами субмарин стояли две большие задачи: сделать подлодки незаметными для радаров и быстрыми для преследования целей и ухода от угроз. И с этими двумя задачами создатели К-162 справились на "отлично".
Титан – металл немагнитный, и сконструированный из него "Анчар" был совершенно незаметен для тогдашних локаторов, которые так и назывались – магнитометры. По скорости ему тоже не было равных, как показывает непобитый рекорд: за ним не могла угнаться тогда ни одна торпеда, зато "Анчару" легко давалось преследование кораблей, за что он и получил прозвище "Убийца авианосцев". Еще одно крайне важное преимущество титана – его выносливость: чем больше глубина погружения субмарины и чем дольше ее пребывание там, тем сильнее расходуется ресурс – огромное давление толщи воды на весь корпус сильно изнашивает судно и сокращает срок его эксплуатации. А титан в этом смысле намного выносливее стали.
АПЛ "Князь Владимир" разом запустила рекордное количество ракет "Булава"
Однако почему же К-162 так и осталась единственной, если обладала столькими стратегическими преимуществами? Одна из главных причин – цена и доступность материала изготовления. Титан очень дорог и сложен в работе, поэтому "Анчар" и прозвали "Золотой рыбкой" за баснословную стоимость. С другой стороны, именно создание субмарины запустило в СССР целую титановую отрасль, которая и по сей день приносит огромные средства России. "ВСМПО-Ависма" – крупнейший в мире производитель титана, а металл этот нужен и флоту, и авиаотрасли, и медицине, например, в сфере протезирования. И в огромном объеме закупается иностранцами.
А еще К-162 подтолкнула развитие флота и "породила" потомков – легкие титановые подлодки "Барракуда" и "Кондор", до сих пор служащие в военно-морских силах. Так что помнить "Анчар", безусловно, стоит, но отнюдь не только за исторический рекорд скорости.
Автор Светлана Холоднова, радио Sputnik
"Мифы и сказки". Военный политолог о "борьбе" НАТО с советскими подлодками
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем