Через две минуты после взлета пилот сообщил диспетчеру про неожиданную облачность. Еще через две минуты самолет исчез. 10 декабря 1969 года над Каспийским морем произошла загадочная авиакатастрофа.
Советский Ил-14 летел из Махачкалы в Астрахань. На борту находились 17 человек. Их тела искали в Каспии на глубине 10 метров в трех километрах от берега: там, где через сутки после трагедии обнаружили обломки судна. Море помогало поисковикам – несколько дней на берег выносило трупы.
Пернатые убийцы
Фрагменты самолета тщательно исследовали. Перед тем как Ил-14 вошел в воду, с ним все было в порядке. Шасси и закрылки убраны, оба двигателя работали. Но в одном из двигателей нашли раздробленные птичьи черепа. А куски теплоизоляции кабины пилотов оказались перемешаны с птичьими перьями. Это означало только одно. Ил-14 столкнулся со стаей крупных птиц. В начале декабря над Каспийским морем идет миграция гусей и цапель. Они летят в любое время суток и как раз на той высоте, с которой сорвался самолет: около 400 м. В 60-е годы птицы буквально нападали на воздушные суда. Так в 1960-м стая скворцов погубила американский лайнер. Он летел из Бостона в Филадельфию и рухнул в залив. Погибли 62 человека. В 1962-м, также в США, на высоте почти 2 км стая лебедей врезалась в аэробус. И снова никто не выжил. Сходные случаи повторялись в 80-е годы – эфиопский самолет разбился после столкновения со стаей голубей. В 90-е убийцами снова стали скворцы, но самолет на сей раз был голландский. Бывали и хэппи-энды. Самый известный – "Случай на Гудзоне". В 2009-м стая канадских казарок повредила оба двигателя аэробуса на маршруте Нью-Йорк – Сиэтл. Пилот сумел успешно приводниться на реке Гудзон. Авиапассажиров эвакуировали на паромах и катерах.
Самолеты-перехватчики Су 27 в Санкт-Петербурге
Элемент удачи
Чтобы обезопаситься от столкновения с птицами, самолет должен набрать значительную высоту: пернатых уже нет. Хотя описан случай, когда один пилот "поймал гуся" на высоте 10 км. Рассказывает председатель редсовета портала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий:
«
"Большинство столкновений происходит на взлетах и посадках, поэтому основной упор делается на работу орнитологических служб аэропортов. Там ставятся системы отпугивания, анализируются карты миграционных потоков и так далее. В самолетах стекла кабины пилотов давно бронированные. Каждый двигатель имеет особую метку: если посмотреть спереди, вы увидите обтекатель на оси вентилятора, а на нем – нарисованную белую полоску. Когда это все крутится, возникает мелькание. По идее, птицы должны пугаться".
Полоска на обтекателе – неплохое предупреждение. Но, как сказал Алексей Синицкий, зрение-то у птиц хорошее, а у самолета – скорость большая. Ни одна птица не планирует кончать жизнь самоубийством. Однако не всякая успеет увернуться. Тут всем нужен элемент удачи. И птице, и самолету.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.