Авторы

Увидеть птицу – плохая примета. Особенно в турбине самолета

Читать на сайте radiosputnik.ru
Через две минуты после взлета пилот сообщил диспетчеру про неожиданную облачность. Еще через две минуты самолет исчез. 10 декабря 1969 года над Каспийским морем произошла загадочная авиакатастрофа.
Советский Ил-14 летел из Махачкалы в Астрахань. На борту находились 17 человек. Их тела искали в Каспии на глубине 10 метров в трех километрах от берега: там, где через сутки после трагедии обнаружили обломки судна. Море помогало поисковикам – несколько дней на берег выносило трупы.
Пернатые убийцы
Фрагменты самолета тщательно исследовали. Перед тем как Ил-14 вошел в воду, с ним все было в порядке. Шасси и закрылки убраны, оба двигателя работали. Но в одном из двигателей нашли раздробленные птичьи черепа. А куски теплоизоляции кабины пилотов оказались перемешаны с птичьими перьями. Это означало только одно. Ил-14 столкнулся со стаей крупных птиц. В начале декабря над Каспийским морем идет миграция гусей и цапель. Они летят в любое время суток и как раз на той высоте, с которой сорвался самолет: около 400 м. В 60-е годы птицы буквально нападали на воздушные суда. Так в 1960-м стая скворцов погубила американский лайнер. Он летел из Бостона в Филадельфию и рухнул в залив. Погибли 62 человека. В 1962-м, также в США, на высоте почти 2 км стая лебедей врезалась в аэробус. И снова никто не выжил. Сходные случаи повторялись в 80-е годы – эфиопский самолет разбился после столкновения со стаей голубей. В 90-е убийцами снова стали скворцы, но самолет на сей раз был голландский. Бывали и хэппи-энды. Самый известный – "Случай на Гудзоне". В 2009-м стая канадских казарок повредила оба двигателя аэробуса на маршруте Нью-Йорк – Сиэтл. Пилот сумел успешно приводниться на реке Гудзон. Авиапассажиров эвакуировали на паромах и катерах.
Самолеты-перехватчики Су 27 в Санкт-Петербурге
Элемент удачи
Чтобы обезопаситься от столкновения с птицами, самолет должен набрать значительную высоту: пернатых уже нет. Хотя описан случай, когда один пилот "поймал гуся" на высоте 10 км. Рассказывает председатель редсовета портала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий:
«
"Большинство столкновений происходит на взлетах и посадках, поэтому основной упор делается на работу орнитологических служб аэропортов. Там ставятся системы отпугивания, анализируются карты миграционных потоков и так далее. В самолетах стекла кабины пилотов давно бронированные. Каждый двигатель имеет особую метку: если посмотреть спереди, вы увидите обтекатель на оси вентилятора, а на нем – нарисованную белую полоску. Когда это все крутится, возникает мелькание. По идее, птицы должны пугаться".
Полоска на обтекателе – неплохое предупреждение. Но, как сказал Алексей Синицкий, зрение-то у птиц хорошее, а у самолета – скорость большая. Ни одна птица не планирует кончать жизнь самоубийством. Однако не всякая успеет увернуться. Тут всем нужен элемент удачи. И птице, и самолету.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем