Авторы

"Говорят, царица ненастоящая!..": Нефертити и проклятие хайпа

Читать на сайте radiosputnik.ru
Находки делили на закате. Француз осматривал их бегло – только что немец угостил его сытным ужином. Немец почти гипнотизировал его: "Не поворачивайся!" – туда, где была скульптура, замазанная гипсом. 6 декабря 1912 года Людвиг Борхардт нашел бюст египетской царицы Нефертити.
Немецкий археолог работал в пустыне на месте древнего города Ахетатон. Все, что вынимал из земли, показывал главе Службы древности Египта. Это был француз. Лучшее он отбирал для музея в Каире. Расстаться с цветным бюстом Нефертити Борхардт не мог. Ценность находки понял сразу. Написал своему коллеге – "это надо видеть". И вывез ее в Германию. На свою голову.
Уроки контрабанды
Нефертити находилась в частной коллекции, пока директор Египетского музея в Берлине не уговорил Борхардта представить ее публично. Это произошло в 1924 году. Скульптура была слишком прекрасна, чтобы поверить в ее подлинность. Для своего возраста – 3,5 тыс. лет – подозрительно хорошо сохранилась. И выглядела как-то по-современному. Вспомнили, что на египетских рынках ходили подделки. Вместо древнего артефакта коллекционер мог купить произведение недельной давности. Однако минимум два факта были за достоверность раритета: научный авторитет Борхардта и требования вернуть Нефертити на родину. Борхардт давно умер, Египет все еще требует от Германии бюст царицы. С юридической точки зрения он вывезен нелегально. После его показа Египетский музей в Берлине навсегда лишился права проводить раскопки в Египте. И все-таки были и есть люди, которые сто лет уверяют: царица ненастоящая!
КТ и химия
Больше всего претензий высказал швейцарский искусствовед Штирлин (хайпанул в 2009-м): у Нефертити отсечены плечи, а так в Древнем Египте не поступали. Внутри бюста находится еще один: он настоящий, а все, что лепили и красили сверху, – новодел. Тогда хранитель Египетского музея в Берлине "засунул Нефертити в томограф и сделал все необходимые химические анализы", – рассказывает египтолог Виктор Солкин:
«
"Все показало подлинность и пигментов, и самого гипса: он специфический, встречается в одном месте – там, где нашли бюст. Его сохранность неудивительна: еще в древности он просто упал в песок. Да, изначально он сделан из известняка, на который наложили слой гипса, а по нему сделали лицо на основе прижизненной маски. Его покрыли еще одним, очень тонким гипсовым слоем: он выровнял горбинку носа и поправил носогубные складки. Так придворный скульптор сделал Нефертити слегка моложе ее сорока с хвостиком. А плечи на скульптурных моделях как раз было принято отсекать".
Это была заготовка для парадного скульптурного портрета Нефертити в высоком синем парике. Предполагалось, что с него будут делать копии. Царица не позировала всем подряд. Только придворному художнику. И обязательно визировала его работу. Видимо, заготовка ей понравилась, если скульптор ее не уничтожил. Он не успел инкрустировать левый глаз, но даже одним правым Нефертити смотрит, как живой человек.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем