Авторы

Было ваше – стало наше: как англичанин Россию обогатил

Читать на сайте radiosputnik.ru
Две простыни, две наволочки, два ночных горшка и четыре утюга. Такими были первые лоты Christie’s. 5 декабря 1766 года моряк в отставке Джеймс Кристи открыл аукционный зал на лондонской Пэлл-Мэлл-стрит.
Выручка составила 79 фунтов. Это подстегнуло Кристи продолжить. Теперь он выставил гроб. Его изготовили по спецзаказу для смертельно больного человека. Больной выздоровел – гроб ушел с молотка. Следующие лоты были живые: свиньи. Они тоже поменяли хозяина. На волне удачи Кристи рискнул "толкнуть" произведения искусства. И напал на золотую жилу.
Кровавый лот
Не прошло и года, а у Кристи уже можно было купить картину Тициана. Изменилось и еще кое-что. Рассказывает представитель Christie’s Россия и СНГ Елена Курбацкая:
«
"Аукцион стал настоящим представлением. Из простого распорядителя аукционист превращался в артиста, который способен держать зал в постоянном удивлении. Джеймс Кристи обладал личным обаянием, близко дружил со многими представителями творческой элиты и первым начал выставлять на торги работы из студий знаменитых художников".
Ювелирные украшения Элизабет Тейлор на выставке аукционного дома "Кристис" в ГУМе
Кристи принадлежит и другое изобретение: он привлекал покупателей именами не только художников, но и коллекционеров. Если у бывшего владельца картин громкое, да еще и скандальное имя, успех торгов обеспечен. Так он продавал коллекцию шевалье д’Эона. Это был шпион французского короля Людовика XV, который работал в Англии и России и про которого никто в точности не знал: мужчина он или женщина? Из той же серии – распродажа "кровавых драгоценностей" Жанны Дюбарри. Последняя фаворитка того же Людовика XV, она пострадала во время Великой французской революции: ее отправили на гильотину. Поговаривали, что к Кристи драгоценности попали от палача. А затем кое-что из них было официально приобретено для России.
Сделка века
Картины из коллекции Роберта Уолпола
С Россией связана одна из блестящих операций Джеймса Кристи. Она же слегка подпортила его репутацию у соотечественников. Кристи выступил посредником крупной сделки, которую совершили представители Екатерины II. Императрица приобретала картины для Эрмитажа, денег не жалела и очень интересовалась коллекцией картин британского премьер-министра Роберта Уолпола. Внук Уолпола намеревался ее продать. При этом его родная страна не имела средств для покупки. Тогда Джеймс Кристи сказал: я знаю, кто купит это за 40 000 фунтов стерлингов, и свел английского продавца с русскими покупателями. В британском парламенте потом даже прошли дебаты на тему "что же мы делаем с нашим национальным достоянием". Многие депутаты требовали отменить сделку с русскими. Денег, правда, не предлагали. В итоге в Петербурге осели двести работ таких гениев прошлого, как Рубенс, Рембрандт и Ван Дейк. А через несколько лет картинная галерея, где все они хранились прежде и куда их требовали вернуть английские парламентарии, сгорела дотла в случайном пожаре. Так что все к лучшему.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем