Авторы

"Смерть ей к лицу" – индийская версия: как стать святой женщиной

Читать на сайте radiosputnik.ru
Женщина могла лечь рядом с умершим мужем или сесть слева от его тела – финал был один: смерть в огне. Так продолжалось веками. 4 декабря 1829 года генерал-губернатор Индии лорд Уильям Бентинк запретил индийцам совершать ритуал самосожжения вдов.
Страшная похоронная традиция называлась сати. Женщину, которая заживо сгорала на погребальном костре мужа, тоже называли сати: святая. Иногда в огонь шли группами, если у умершего было несколько жен. Так во время сожжения тела одного из индийских князей погибли три тысячи его наложниц.
Будда против
Практика сати шокировала англичан, но они долго не решались запретить ее на территории своей колонии. Это значило бы нарушить установленную социальную иерархию. А она предполагала, что женщина не имеет права жить после смерти мужа. Рассказывает главный научный сотрудник Института востоковедения Евгения Ванина:
«
"В начале XIX века англичане в Индии были очень осторожны. Они даже не разрешали там проповедовать христианским миссионерам – боялись, что любое вмешательство в личные, семейные традиции индийцев вызовет с их стороны протесты и даже бунты. Но как злодейскую практику женское самосожжение на протяжении многих веков осуждали и в самой Индии. Например, Будда. А также сторонники религиозной реформации".
В конце концов издать "Постановление о запрете сати" англичан убедили сами индийцы. Каждый из них хоть раз в жизни видел жуткий ритуал, и никто не переносил это спокойно. Все начиналось красиво: женщину в праздничных нарядах сопровождали к погребальному ложу. Иногда ей давали отвар с наркотическим веществом. Как бы мужественно она ни держалась, вскоре после разжигания огня слышались ее дикие вопли. Их заглушал грохот ритуального гонга. Почти всегда женщина рефлекторно выскакивала из костра. В этом случае ее ударяли по голове и шестами заталкивали назад.
Не пытайтесь это повторить
Сати практиковала не вся Индия, а так называемые избранные. "Традиция соблюдалась, прежде всего, брахманами, то есть жреческими кастами, и в семьях знатных воинов-феодалов: раджпутов", – продолжает Евгения Ванина:
«

"Женщина, не совершившая самосожжение, в этих кастах превращалась в полуживотное. Ей сбривали волосы, и она не имела права их отращивать. Ей запрещали носить украшения, обувь, общаться с детьми. Ее дневной рацион – миска риса. Говорили, если муж умер раньше нее, то это она виновата".

Похороны в Индии
Зато если женщина шла в огонь, то ее дети считались детьми святой, а на месте ее сожжения ставили обелиск с изображением женской руки в браслетах. Во многих местах Индии, напомнила Евгения Ванина, люди до сих пор ходят к таким обелискам. Культ сати продолжает существовать. Как и нарушения запрета на него. Последний известный случай был в начале 1990-х годов. В современной Индии попытки стать "святой женщиной" уголовно наказуемы.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем