Впятером они захватили военный штаб. Их лидер обратился к солдатам с призывом к мятежу. Его не слушали. И тогда он достал меч. 25 ноября 1970 года в Токио писатель Юкио Мисима совершил публичное харакири.
Ему исполнилось 45. Он написал 40 романов, но прославился не только этим. Юкио Мисима был мастером эпатажа с наклонностями на грани социальной нормы. Однажды признался: "Мне отчаянно хочется кого-нибудь убить".
Три удара меча
Свои желания Мисима исполнял в собственных произведениях. Там – культ смерти как красоты. Садомазохизм как стиль любовных отношений. Гомосексуализм в предпочтении. Он перепробовал кучу занятий. Был кругосветным путешественником, профессиональным бодибилдером, снимался в кино, наконец, вступил в силы самообороны Японии и стал летчиком-истребителем. Фантазии на тему насильственной смерти никуда не делись. Они превратились в мечту о красивом суициде. Мисима нашел себя, когда познакомился с группой японских националистов. Теперь у него было две мечты. Вторая – возрождение Японской империи. Он создал военизированную организацию из студентов Токийского университета: "Общество щита". С ее помощью Юкио рассчитывал провести государственный переворот. Начал эффектно. Надел парадную военную форму, белые перчатки, на голове была белая повязка (как у камикадзе). Так же оделись четверо подчиненных Мисимы. Вооружились японскими мечами. Пришли в один из токийских штабов сил самообороны. Военные кричали – "дураки, уберите ваши железяки". Но "дураки" скрутили генерала. А потом Юкио начал речь. Говорил о новой конституции, о восстановлении неограниченных полномочий императора. Увидел, что никому до него нет дела, и вспорол себе живот. По предварительной договоренности один из подчиненных должен был затем отсечь мечом его голову. У студента это получилось только с третьего раза.
Демонстрация протеста студентов токийских учебных заведений против размещения американских войск на территории Японии.
Смерть за идеал
"Юкио Мисима был крупный, даже великий писатель, но его политические взгляды разделяла очень узкая группа людей", – так считает заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов:
«
"Его поступок вызвал большой резонанс, но не всколыхнул Японию. Мисима принадлежал к ультраправым националистам – абсолютному меньшинству, и призыв начать мятеж не мог найти отклика. В послевоенный период японский народ получил прививку от милитаризма, в обществе преобладали пацифистские взгляды. Это был маргинальный демарш и последний эпатажный поступок Мисимы".
© Фото : Екатерина Цветкова/Предоставлено КЦ "Белые облака"
Премьера спектакля "Зачарованный смертью" по роману классика современной японской литературы Юкио Мисимы "Исповедь маски"
Публичное харакири очень походило на подготовленную театральную постановку, где самурай должен был умереть по-настоящему. Но, по мнению Дмитрия Стрельцова, все серьезнее. Таким был протест Юкио Мисимы против общества, которое, как он думал, позволило обрушить свои ценности. Мисима мог пережить многое, только не предательство идеалов.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.