Авторы

Новое прочтение Николая Носова: мог ли Лунтик и правда свалиться с Луны

Странная магия книг – окунуться в прошлое и попасть в мир своих беззаботных времен не сложно: надо лишь прикоснуться к немного пожелтевшим от времени страницам. В день рождения литературного волшебника Николая Носова на миг возвращаемся в детство.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Французская литература как способ борьбы со стрессом
Жестокая лихорадка на фоне тифа довела ее практически до помешательства. В бреду женщина пыталась выскочить из окна, пока один из ее сыновей на грани жизни и смерти метался в беспамятстве на скомканной постели старого холодного дома. Так семья Николая Носова – самого известного в будущем советского детского писателя – переживала 1918 год в бушующем послереволюционном Киеве. После того, как мальчик переболел тифом, его пришлось учить ходить заново – из-за осложнений отказали ноги. А на улицах города власть менялась с невиданной скоростью: белополяки уступали красногвардейцам, петлюровцы изгоняли махновцев и наоборот, по Крещатику маршировали войска Деникина, а на Подол прорывались бойцы Врангеля…
Но детские воспоминания, как потом рассказывал сам писатель, остались светлыми, несмотря на страшное время Гражданской войны. Беззаботность, радость жизни, искренняя любознательность – качества главных героев произведений Николая Носова сродни тем, что он сам чувствовал в детстве и о чем неоднократно рассказывал. Видеть хорошее и даже смешное там, где, казалось, остается лишь впасть в уныние – этому учит и "Витя Малеев в школе и дома", и "Приключения Незнайки и его друзей" и, конечно, "Дневник Коли Синицына":
"Ага, значит, мне попался рюкзак Павлика", – сообразил я и перевернул рюкзак на другую сторону. Но теперь мне под голову попала консервная банка, и я снова не мог заснуть. Тогда я стал вертеть рюкзак в разные стороны, чтоб отыскать булку или что-нибудь другое, помягче…
– Что ты там ищешь? – спрашивает Павлик.
– Булку.
– Неужели так скоро проголодался?
– Да нет!
– Зачем же тебе булка понадобилась?
– Я буду на ней спать, а то твердо очень.
– Подумаешь, нежности! – говорит Павлик.
– Вот попробуй, поспи на консервной банке, так узнаешь, какие нежности, – говорю я.
Булки я так и не нашел, но мне попался какой-то пакет, наверно с сахаром. Я кое-как пристроился на сахаре и уже хотел заснуть, но тут у меня стала болеть спина. Видно, я отлежал ее. Тогда я стал переворачиваться на бок".
Н.Н. Носов. "Дневник Коли Синицына".
Как говорить с детьми о смерти? Чем могут помочь книги и как их читать
Настолько простое, близкое любому ребенку и почему-то трогательно-смешное описание обыкновенной ребяческой жизни – такого в отечественной литературе до Носова не было.
«

"Когда советская детская литература только начинала формироваться, было желание создать нечто для формирования нового человека. И если сначала она была морализаторской, отвергающей старые устои, но в 1960-х происходит перелом. На первое место выходит гуманизм, происходит поворот в сторону душевных переживаний ребенка. И одним из самых ярких детских писателей в этом смысле, конечно, является Николай Носов. И современная российская детская литература во многом строится на советской классике, ‒ рассказывает радио Sputnik литературный критик Ирина Лисова. – Но вместе с тем, надо понимать, что Николай Носов писал, основываясь на реалиях своего времени. Например, сейчас уже сложно представить, что детей оставляют одних дома, как в его рассказах, что они без присмотра родителей гуляют и играют во дворах".

Но есть в произведениях Николая Носова и то, что с годами остается почти неизменным. И, возможно, его герои просто стали немного другими внешне, но не утратили чувство юмора, смелость, радость жизни, тягу к познаниям. И если присмотреться, то все осталось прежним – честность с друзьями, доброта, непосредственность и даже наивность.
Может быть, Лунтик – это житель Лунного города, а Барбоскины – дальние родственники Бобика и Барбоса, Фиксики – это Винтик со Шпунтиком XXI века, а Маша и Медведь живут в том же лесу, где полвека назад Фунтик мерялся силами с ожившими огурцами…
Автор Евгений Майструк, радио Sputnik
Гениальный козырь в чужой игре: роковая Нобелевка Пастернака
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем