Авторы

Хорошо начал – плохо кончил: российский шпион в руководстве ЦРУ

Читать на сайте radiosputnik.ru
Его осудили на 24 года, потом добавили еще восемь – за то, что в тюрьме он продолжал свое преступление. 18 ноября 1996 года в США объявили об аресте Гарольда Николсона по обвинению в шпионаже в пользу России.
Это был высокопоставленный сотрудник ЦРУ. На момент ареста – начальник контртеррористического центра в штаб-квартире организации. Ранее – инструктор в лагере подготовки спецагентов, глава резидентуры в Бухаресте и второй человек агентурной сети ЦРУ в Маниле. Всем, что знал, Николсон делился с российскими спецслужбами. Так продолжалось два года.
Погорел на полиграфе
Попался на ерунде – всегда проходил и вдруг не прошел тест на детекторе лжи. Его проверили снова, потом еще раз. Трижды перед ответом на вопрос о связях с зарубежными разведками Гарольд Николсон делал глубокий вдох. Это известный прием для того, чтобы изменить результат теста. Николсона взяли в негласную разработку. Висели у него хвосте повсюду, куда бы он ни выезжал. Доказательства посыпались сразу, хотя Николсон пытался быть осторожным. Так, например, в Сингапуре он вышел утром из гостиницы с каким-то кофром; несколько часов ходил по городу, проверяя, нет ли слежки (даже двигался вперед спиной, будто рассматривал витрины); ближе к вечеру встретил неизвестного и сел с ним в машину с дипномерами посольства РФ. А на следующий день на его счету появились значительные суммы. Одну из них он перевел сыну на покупку новой машины. В разных городах ситуация повторялась. Кабинет Николсона в штаб-квартире ЦРУ напичкали средствами наблюдения. Оказалось, он переснимал секретные документы, включая те, к которым не имел права доступа. Среди них были досье на агентов в России.
Очень нужны деньги!
Гарольд Николсон сначала пошел на сделку со следствием, а потом проявил странное упорство. Через сына, который навещал его в тюрьме, снова стал передавать сведения для Москвы. Ему увеличили срок, сына тоже осудили – за то, что он подозрительно часто посещал российские посольства в США и других странах. Говорит ветеран Службы внешней разведки Лев Корольков:
«
"Видимо, отец передавал через сына данные, которыми располагал ранее, если исключить тот факт, что это была некая комбинация ЦРУ. Николсон относился к разряду так называемых инициативников. Он сам вышел на российские спецслужбы – кажется, в Малайзии. Работа с ним была успешной, информация приходила ценная. Как и в случае со всеми инициативниками, вербовка Николсона состоялась на материальной основе. Он нуждался в деньгах и получал солидное вознаграждение за свои услуги".
В целом информация от Николсона потянула на $300 тыс. Заткнул ли он все свои дыры, неизвестно. В начале 1990-х его разорил бракоразводный процесс, потом надо было ставить на ноги троих детей. Наконец – обеспечить достойную жизнь молодой возлюбленной. Она была из богатой колумбийской семьи и привыкла к роскоши. Тут не захочешь, а станешь шпионом.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем