Авторы

Из князи в грязи, или Великий революционный уравнитель

Когда грянула Великая французская революция, герцог Орлеанский тут же сложил с себя все титулы и сменил фамилию. Стал гражданином Филиппом Эгалите – Филипп "Равенство". Ну, дескать, свобода, равенство и братство. Действительно, перед гильотиной все равны.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Роман Эммы и Горацио, разбитый Трафальгаром
В этот день, …лет назад
Шестого ноября 1793 года, во время Великой французской революции, был казнен гражданин Филипп Эгалите.
Он появился на свет в 1747 году в простой французской семье Луи-Филиппа, герцога Орлеанского. Первоначально звали его Луи-Филипп-Жозеф.
В детстве он был обыкновенным мальчуганом королевской крови. Уже в юности отличался крайне либеральными взглядами. Был великим мастером масонской ложи "Великий восток Франции". Его обженили на сказочно богатой Марии-Аделаиде де Бурбон, дочери герцога де Пентьевр.
И при этом Филипп явно скучал. Устраивал какие-то светские скандалы, эпатировал аристократов своими антимонархическими высказываниями.
И тут грянула Великая французская революция. Он тут же сложил с себя все титулы и звания, сменил фамилию. Стал гражданином Филиппом Эгалите – Филипп "Равенство". Ну, дескать, свобода, равенство и братство... Все животные равны, но некоторые из них более равны, чем другие. Нет! Это будет сказано спустя полтора века.
Дальше – больше.В Конвенте он голосовал за казнь своего родственника Людовика XVI. А пока Эгалите революционерствовал, его сын Луи-Филипп устроил роялистский заговор, после провала которого бежал за границу. Отца заподозрили в помощи сыну. Трибунал приговорил гражданина Филиппа Эгалите к смертной казни. Но он и смерти не боялся! Гордый и смелый человек. Перед казнью выпил пару бутылок шампанского и взошел бесстрашно на эшафот. Знаменитый палач Сансон предложил ему снять сапоги, на что Филипп презрительно сказал: "Оставьте; они лучше снимутся после, а теперь поспешим".
Даже ненавидевшие Эгалите роялисты признали: "Жил, как собака, а умер как подобает потомку Генриха IV".
И вот она, язвительная усмешка истории! В 1830 году сын Филиппа Эгалите Луи-Филипп станет королем Франции.
Репродукция литографии "Революция" работы французского художника Теофиля-Александра Стейнлена
Кстати, за три дня до Эгалите казнили Олимпию де Гуж, одну из первых феминисток. Она – автор "Декларации прав женщины и гражданки", первая статья которой гласит: "Женщины рождаются свободными и равными с мужчинами в правах". Среди прочего есть статья, которая дает женщине право идентифицировать отца своего ребенка и требовать от него алиментов. Историки полагают, что это связано с тем, что сама Олимпия была незаконнорожденным ребенком. Благодаря ей было законодательно установлено право на развод, а церковный брак заменен гражданским контрактом. А в 1793 году Олимпию казнили "за подстрекательство к мятежу". В "Декларации прав женщины и гражданки" в статье X она делает знаменитое и пророческое заявление: "Женщина имеет право взойти на эшафот, она имеет право взойти и на трибуну"...
У нас тоже был свой Эгалите – великий князь Кирилл Владимирович, внук императора Александра II. Командир Гвардейского экипажа. Во время Февральской революции вместо поддержки Николая II, который его не раз спасал в трудных обстоятельствах, Кирилл нарушил присягу и заявил, что он лично и вверенная ему воинская часть переходят на сторону Государственной думы. Это крайне пагубно повлияло на ход революционных событий, да и на всю дальнейшую историю России. Причем, многие были уверены, что Кирилл притворялся. В первые дни революции всерьез обсуждался вопрос об учреждении конституционной монархии, и он надеялся стать претендентом на трон, доказав свою лояльность новому режиму.
Отряд народной милиции
А во время Гражданской войны, поняв, что Белое движение проиграет, бежал в Европу, где после расстрела Николая II и других членов Дома Романовых, провозгласит самое себя Кириллом I, Императором Всероссийским.
Когда в 1990-е годы Дмитрий Сергеевич Лихачев узнал, что потомкам Кирилла Владимировича собираются предоставить какие-то особые права, он обратился к президенту Борису Ельцину с письмом, в котором доказывал, что по существовавшим законам Российской империи ни у кого из представителей этой фамилии таких прав нет: их предок выступил на стороне заговорщиков против императора, и все они заключили морганатические браки. А потомки от таких браков права на престол лишаются.
Кстати, сын Кирилла Владимировича – Владимир Кириллович – не стал провозглашать себя императором, а принял титул Главы Российского Императорского Дома, что по сути одно и то же. Впрочем, это ничего не меняет: нормативные акты Российской империи не имеют юридической силы, поскольку нынешняя Российская Федерация – это совсем другая страна.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Духовный оппонент Петра I
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем