Он должен был это сказать. Это же его первое программное выступление в парламенте в ранге премьер-министра Японии. А у них наши Курилы – это как гвоздь и программы, и в сапоге – шагу ступить не могут. Хит на все послевоенные времена из разряда тех, что исполняются хором. Его б воля, он, наверное, так бы и сделал – под ободряющие призывы, типа "не вижу ваши руки!" и "а теперь вы", направил бы микрофон в зал, предоставив депутатам возможность продекламировать рефрен с ним вместе. Но ритуал не позволяет. Поэтому Есихидэ Суге пришлось выкручиваться самому.
"Песню" эту он не то чтобы испортил, однако главное слово из нее все-таки выкинул. "Возвращение" так и не прозвучало. "Не откладывая проблему северных территорий будущему поколению, необходимо поставить на ней точку", – заявил он, возможно, поставив точку на своей карьере, поскольку здесь не в чести недосказанность. Хотя Москве она должна понравиться. По крайней мере, кажется, что на это он и рассчитывал. Мы-то свою точку уже поставили, а поправкой к Конституции сделали ее жирной. Если он хочет добавить еще одну, то сверху, чтобы перечислить все российские названия.
Вообще, внешняя политика не его специализация – в ранге генсека правительства он занимался внутренними делами, но дипломатии, видимо, тоже не чужд. Постарался, чтобы России его вариация на заданную тему не резанула слух. Пусть и планирует, как он выразился, "искренний обмен мнениями на высшем уровне", но не настолько, чтобы сразу лишать его смысла. Поэтому для затравки Суга выбрал стилистику под стать самим островам – обтекаемую. Вроде бы они и у него "северные территории", но без местоимения "наши", а его он тоже упустил, это всего лишь указывает на их расположение относительно Японии. Так что не придраться.
Его предшественник, впрочем, начинал с того же. Стелил мягко, в друзья набивался, на "ты" с Путиным переходил. А потом словно "покурил" что или его кто-то "пошикотан": перед телекамерами поклялся на могиле отца вернуть все и сразу. И вернул… в школьные учебники. Причем, скорее всего, не только по истории и географии, но и по математике, чтобы как дважды два – четыре. Все четыре то есть, а не два, как предполагала стародавняя, еще советско-японская совместная декларация. Теперь Абэ занимается своим здоровьем. Суга же берется за то, на что Абэ здоровья-то и не хватило.
А ведь и ему самому вот-вот 72. Он, конечно, бодрячком и за ЗОЖ, но уж больно на Синдзо похож. Сразу понятно, что и этот – невозвращенец. Поэтому ходят слухи, что соратники по партии отвели новому премьеру время лишь до следующих парламентских выборов. А там, как говорится, будут посмотреть. В смысле на спорные, в их понимании, острова. Если по-прежнему смогут наблюдать их только в учебниках и со стороны, то этот "хит" про их безусловное возвращение вскоре исполнит кто-нибудь другой.
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.