Авторы

Жить во льдах и не сойти с ума: секреты правильного дрейфа

Читать на сайте radiosputnik.ru
Наступала полярная ночь. "Георгий Седов" вторые сутки искал выход в пролив сквозь ледовый барьер. 23 октября 1937 года арктические льды схватили пароход намертво. Фантастический дрейф продолжался 812 дней.
Советская почтовая марка 1940 года с портретами членов экипажа ледокола "Георгий Седов". Репродукция.
Первый год жизни во льдах "Седов" был не один. Застряли еще два ледокольных парохода, всего 217 участников научных экспедиций. Весной их эвакуировали на самолетах, летом мощный ледокол проложил путь по воде. Ушли все, кроме "Седова": льды сжали его так сильно, что повредили рулевой механизм. С судном попрощались у необитаемого острова в море Лаптевых. Оставили на нем 15 человек. Снова пришла полярная ночь.
Куда нелегкая вынесет…
Корабль вмерз между льдинами и перемещался вместе с ними. От неуправляемого движения стал крениться набок. В нижние отсеки пробралась вода – через сливную трубу холодильника, выдавив его крышку. Крен усиливался. Обо всем, что происходило, "большая земля" знала. Связь с "Седовым" не прерывалась ни разу. Однако спасти его в то время было невозможно. Рассказывает доктор исторических наук Кирилл Назаренко:
«

"Это сейчас, когда появились атомные ледоколы, можно вытаскивать все что угодно откуда угодно. А тогда корабль освобождали из ледового плена только в одном случае: если его выносило в зону с более-менее свободной водой. Многолетние льды, в которых оказался "Седов", очень тяжелые: чем старше лед, тем прочнее. Конечно, если бы судно раздавило, спасательную экспедицию обязательно бы организовали. Но пока оно оставалось на плаву, в этом не было нужды".

Экипаж ледокола, названного в честь русского полярного исследователя Георгия Седова, 1936 год.
Что делать два с половиной года в ожидании, пока тебя вынесет на свободную воду? На "Седове" знали, чем заняться, чтобы не сойти с ума.
Надоели лыжи - надень коньки!
Первым делом установили распорядок дня. Подъем в семь утра. Отбой в 21.30. На отдых два с половиной часа. Остальное время – работа. Астрономические и метеорологические наблюдения, измерение глубины воды и толщины льда. Нанесение на карту линии дрейфа. Чинили и починили рулевое управление. Занимались самообразованием: по очереди читали лекции – "подтягивали" друг друга по геометрии и химии, русскому языку и физике. Обогревались буржуйками, свет давали керосиновые лампы. На досуге заводили патефон, слушали пластинки. Каждый день занимались спортом: рассекали по льду на коньках и лыжах. Для разнообразия построили "прыжковую горку" (из коробок с аммоналом). Общий здоровый дух поддерживали два щенка: Льдинка и Джерри. Никто не унывал, даже когда машинного топлива осталось лишь на 60 часов пути. К счастью, "Георгия Седова" уже выносило в Гренландское море. Там, в январе 1940-го, их встречал флагманский ледокол советского арктического флота.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем