Авторы

Взрыв на рассвете: загадка смерти непобедимого линкора

Читать на сайте radiosputnik.ru
Флагман Черноморского флота наводил ужас на турецкие корабли и сильно нервировал немцев. Германия и Турция испытали большое облегчение, когда случилась страшная трагедия. 20 октября 1916 года в Севастопольской бухте взорвался новейший линкор "Императрица Мария".
Все произошло ранним утром. Люди просыпались от грохота, бежали к окнам – вместо неба видели красно-черную завесу. Из нее вылетали трубы, куски палубы и обожженные трупы. Участник Первой мировой войны, линкор стоял у севастопольского причала в полной боевой готовности.
Почти спасли
К горящему судну подогнали пожарные пароходы, но ни один из трехсот человек команды не покинул линкор. Очевидец потом писал: "Русские моряки вставали, как на расстрел, перед казематами с порохом и погребами с артиллерийскими снарядами". Когда погибал один, пожарный шланг из его рук подхватывал другой. Кочегары в машинном отделении не думали спасаться – они помогали тем, кто наверху: бросали уголь в топки, чтобы держать высокий напор в пожарной магистрали. Через 40 минут огонь потушили. Корабль обгорел, но ни его борта, ни днище не получили серьезных повреждений. Он не собирался тонуть. Вот только слишком сильно нагрелись внутренние перегородки. А под нижней палубой были размещены торпеды. Проход к этому отсеку завалили горячие обломки. Пожарные шланги уже сворачивали, когда раздался последний оглушительный взрыв. Линкор перевернулся кверху килем.
Кому выгодно
Что было причиной трагедии: диверсия или халатность, до сих пор неизвестно. Говорит Василий Дандыкин, капитан 1 ранга запаса:
«
"Есть версия: взрыв был связан с плохой организацией службы на корабле. Ведь 1916-й это предреволюционный год, и воинская дисциплина уже могла пошатнуться. Но на Черноморском флоте, в отличие от Балтийского, с дисциплиной все было в порядке вплоть до Февральской революции 1917-го, когда в Севастополь приехали посланцы с Балтики агитировать за демократию. Более вероятно, что к гибели линкора причастны германские спецслужбы. Они могли действовать руками завербованных моряков. В русской армии всегда было много этнических немцев. Большинство из них очень хорошо служили. Но некоторые после Октябрьской революции 1917-го слишком быстро перешли на сторону Германии".
Линейный крейсер "Гебен" в порту пролива Босфор в период Первой мировой войны
У Германии были причины для диверсии против "Императрицы Марии", уверен Василий Дандыкин. В начале Первой мировой Черноморский флот не справлялся даже с одним немецким крейсером "Гёбен" (он воевал под турецким флагом). Но когда в 1915-м вошли в строй четыре суперсовременных русских линкора, ситуация изменилась. Черноморский флот приобрел победное преимущество. Германия смиряться не хотела.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем